ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР |
История Холокоста не может рассматриваться лишь сквозь призму гибели и страданий миллионов людей. По мысли М.Я. Гефтера, это явление имеет три грани: уничтожение - сопротивление - спасение. Ответственность за Холокост правительств и гражданского общества союзных держав, включая и советское правительство; личная ответственность людей, оказывавшихся причастными к этой трагедии (в том числе еврейских лидеров в гетто), неправомерно обозначать только черными или белыми красками. В этот страшный период мы видим ярчайшие примеры морального и физического сопротивления оккупантам, многообразную деятельность подпольных групп во всех крупных гетто и отдельных подпольщиков-евреев; борьбу с оружием в руках в партизанских отрядах. Это была борьба не просто за выживание, но за сохранение человеческого достоинства. Она дала немало примеров самопожертвования и высокой силы духа. Эта грань Холокоста, равно как и нравственный пример тысяч и тысяч людей, которые бескорыстно пришли на помощь своим знакомым и соседям, а нередко и совершенно незнакомым людям, является залогом того, что знания и память о Холокосте еще долго будут востребованы нашим обществом.
Замалчивание темы Холокоста неизбежно вело и к непризнанию подвига Праведников Народов Мира. Их огромный моральный и воспитательный потенциал оказался фактически под спудом на весь период существования Советского Союза. В последние годы число присвоенных званий гражданам СНГ и Балтии, в том числе России, постоянно возрастает. Это объясняется привлечением к поиску общественности, использованием средств массовой информации, введением собственных аналогичных званий в ряде постсоветских государств. Установлены далеко не все, кто спасал евреев. Почти полвека после войны в Советском Союзе поиск и награждение таких людей не были возможны. В итоге многие уцелевшие и их спасители ушли из жизни. Тем не менее активизация этого поиска, особенно на территории оккупированных регионов России, может и должна быть продолжена.
Но неправильно было бы пытаться вычеркнуть из памяти трагические страницы нашей истории. Со страниц многих экстремистских и националистических изданий звучат те же лозунги, что и в оккупационной прессе на советской территории. Эти идеи находят свой отклик и в попытках создания таких образовательных программ, которые формируют, по словам А.Г. Асмолова, "обыкновенное" фанатическое сознание, подчиненное формуле "нация превыше всего". Политики и педагоги в цивилизованном сообществе осознали огромную нравственную значимость изучения темы Холокоста для противодействия фундаменталистской идеологии, которая маскируется под псевдопатриотическими лозунгами. Эта задача особенно актуальна для России и постсоветских государств.
Преподавание темы Холокоста в российских школах и вузах сегодня - это, отчасти, вызов современной педагогике. Наши западные коллеги накопили огромный потенциал нравственной интерпретации этой темы, основанной на судьбах отдельных людей. Для России и других государств СНГ тема Холокоста в ее региональном аспекте может и должна открыть новые возможности для исследования и преподавания.