=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Пишите! MD

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ КАТОЛИЧЕСКОГО ЕПИСКОПА

    Пастырское послание Кристофера Бадда представляется очень важным, поскольку в нем. ясно засвидетельствовано: иудаизм -это по- прежнему живая вера. Послание было прочитано во всех католических церквях юго-западного диоцеза Англии в первое воскресенье Адвента 1994 г. Особое значение Послания состоит в его подходе к интерпретации библейских отрывков, читаемых в период Адвента, и в утверждении о непрерывающейся связи Церкви с еврейским народом. В своих выводах автор опирается на авторитет католического вероучения:

    В период Адвента мы радуемся божественному обетованию, исполненному и в то же время еще грядущему. Это время приготовления к Рождеству, когда мы вспоминаем первый приход Сына Божьего; но это и время, когда наша память заставляет нас обратить взор ко Второму пришествию Христа в конце времен.

    Уже начальная фраза сегодняшнего ветхозаветного чтения объясняет, в чем состоит особый смысл Адвента: "Грядут дни, говорит Господь, когда я исполню обетование, данное мной дому Израилеву и дому Иудину".

    Вслушиваясь в "Закон и Пророки", что неделю за неделей читаются в наших церквях, мы можем прийти к осознанию того, насколько велик и достоин народ, от которого нам достались ветхозаветные Писания. После многих веков поношения и клеветы на наших иудейских братьев и сестер, христиане и иудеи вступают в новую и окончательную эпоху дружбы.

    Мы по-разному верим в Мессию: для христиан обетования Божьи, данные домам Израиля и Иуды, исполнились во Иисусе Христе; для иудеев Мессия — это человек, с приходом которого наступит эпоха мира и справедливости в нашей земной жизни, здесь и теперь. Нам следует с истинным сожалением задуматься о том, что имя того, кого мы принимаем в качестве Мессии, истинного Бога и истинного человека, мы часто использовали не ради мира и добра, а чтобы нести горе, страдание, смерть многим своим собратьям, особенно еврейскому народу.

    Сам Иисус, его мать Мария, его апостолы и последователи были иудеями. Иудейская принадлежность Иисуса со всей очевидностью вытекает из Евангелия, и, прежде всего, наверное, из Евангелия от Матфея. Но и в Евангелии от Луки, которое мы сегодня начинаем читать, рассказывается о том, как Иисус был обрезан, как он посещал иерусалимский Храм, подобно всем еврейским детям того времени. В других Евангелиях можно прочесть, как Иисус молился в Храме и синагогах, как он почитал великие Праздники, соблюдал и критиковал предписания Закона, подобно всем другим еврейским учителям той эпохи.

    Смерть Иисуса и смерть миллионов евреев в наш век неразрывно и трагически связаны между собой. На протяжении многих столетий евреев осмеивали, преследовали и обвиняли в смерти Иисуса. Выдвинутое против них обвинение в богоубийстве стало питательной почвой, породившей зло нацизма, со всеми его катастрофическими последствиями.

    Учение о богоубийстве должно быть решительно отвергнуто. С исторической точки зрения, Иисус принял смерть через распятие — способ казни, принятый у римлян; с точки зрения теологической, в соответствии с учением Церкви, смерть Иисуса стала частью божественного замысла — он умер, чтобы спасти всех нас; с точки зрения нравственной, нельзя обвинять целый народ за предполагаемые грехи предков. Лжеучение, согласно которому все евреи в какой-то мере несут ответственность за смерть Иисуса, только недавно подверглось критической переоценке; важную роль здесь сыграла позиция папы Иоанна XXIII — именно по его инициативе эта тема была поднята на II Ватиканском Соборе.

    Новый Катехизис Католической Церкви подчеркивает ту особую связь, которая существует между иудеями и христианами (ККЦ, passim, особенно ст.839). Христиане и иудеи связаны друг с другом уже на уровне их самоидентификации.

    В Катехизисе нет ни слова о том, чтобы Бог в чем-то нарушил свою верность избранному еврейскому народу, вследствие нежелания последнего принять Иисуса как Мессию; наоборот, из Катехизиса со всей очевидностью следует, что Бог для иудеев — это вечный источник благословения.

    Христиане очень многим обязаны еврейскому народу: ведь не будь евреев — не было бы Иисуса - не было бы Библии -не существовало бы христианской литургической традиции. Первая часть мессы основана на синагогальном богослужении, и даже Молитва Господня составлена из выражений, которые Иисус слышал в синагогах того времени.

    Иисуса многое объединяет с фарисеями: учение о телесном воскресении, дела благочестия (например, раздача милостыни), пост и молитва, обращение к Богу как Отцу, приоритет заповеди о любви к Богу и ближнему. Апостол Павел всегда считал за честь называться фарисеем.

    Катехизис, какую бы тему он ни затрагивал, призывает католиков рассматривать свою веру, как неразрывно связанную с иудейской верой, — той, что нашла свое выражение в Ветхом Завете, — религиозной верой и практикой, в которой воспитывался Иисус. Кроме того, мы должны осознать, что та же ветхозаветная вера и практика, пусть даже значительно изменившаяся и переосмысленная, определяет жизнь сегодняшних иудеев.

    Папа Иоанн Павел недавно напомнил нам, что Израиль остается избранным народом, что это "хорошая маслина", к которой привиты ветви дикой маслины - неевреи. Христианство и иудаизм произошли от одного корня, но развитие каждой религии шло по своему неповторимому пути. Постепенно мы начинаем понимать, что не следует спорить о том, кого из нас Бог любит больше.

    Вслушиваясь в слова Исаии теперь, во время Адвента, мы обретаем возможность понять и полюбить тот народ, из которого вышел Он, родившийся для нас. Тогда бы мы по- настоящему плодотворно использовали период Адвента, подготовившись к рождению Иисуса — Рождеству.

    [Rt.Revd Christopher Budd, "Pastoral Letter for 1st Sunday of Advent 1994 about our Links with the Jewish People", 10 November 1994]



Hosted by uCoz