=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Пишите! MD

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    Иудейская принадлежность Иисуса осознается многими христианами, но этот факт получил отражение и в официальных церковных документах. Ниже приведены выдержки из документов Католической Церкви и Всемирного Совета Церквей:

    КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Иисус родился, жил и умер как обычный иудей того времени. Он, его семья и все его первые ученики следовали законам, традициям и обычаям своего народа. Главные положения учения Иисуса, таким образом, не могут быть поняты в отрыве от иудейского наследия. Даже после воскресения Иисуса, его последователи воспринимали и описывали Событие Христа главным образом в категориях иудаизма, нашедших отражение в иудейской традиции и литургической практике. Для правильного понимания миссии и учения Иисуса, а следовательно, и Церкви, необходимо надлежащим образом представлять себе эпоху Второго Храма.

    Еврейское общество во времена Иисуса:

    Иудаизм эпохи Христа и ранней Церкви характеризуется многочисленными подходами к интерпретации Писаний и иудейского предания. Это обстоятельство, наряду с факторами внешнего культурного и политического давления, такими как популярность эллинизма и тяжкое бремя римской оккупации, обусловили появление множества различных сект и течений. Одно из таких течений представляли саддукеи, тесно связанные с храмовым священством; они отстаивали буквальную интерпретацию Библии и тяготели к сотрудничеству с римскими властями. Различные группы фарисеев разработали необыкновенно гибкую систему интерпретации Писания и противопоставляли учению саддукеев свое собственное учение. Ессеям идеал виделся в общинной жизни, где царит культ воздержания и чистоты; они резко осуждали храмовое священство за нарушения законов Торы о храмовых жертвоприношениях (к ессеям, по всей видимости, принадлежат авторы рукописей Мертвого Моря). Апокалиптически настроенные круги ожидали близкого Конца и избавления Израиля от иностранных захватчиков. Революционные группы, вроде зелотов, призывали к беспощадной борьбе с Римом. Политические группировки, такие как иродиане, были вполне удовлетворены сложившимся политическим порядком и сотрудничали с римскими властями. Находясь под гнетом римской оккупации, эти течения находились в непрерывном и напряженном взаимодействии.

    Фарисеи и саддукеи:

    Фарисеи и садуккеи составляли две партии, видимо, наиболее часто упоминаемые в Евангелиях — нередко в качестве оппонентов Иисуса в спорах на те или иные темы. В данной связи необходимо отметить, что между самими этими партиями, а также внутри каждой из них (особенно это касается фарисеев) существовали довольно острые разногласия.

    Во времена Иисуса партию фарисеев составляли наиболее авторитетные миряне. Главную свою задачу они видели в том, чтобы добиться от всего народа соблюдения законов Торы и соответствия идеалу святости, — и тем самым, по сути дела, возвести народ на уровень храмового священства, которому только и предъявлялись подобные требования. Саддукеи, находившиеся в союзе с аристократией и храмовой иерархией, .отвергали новые подходы к истолкованию Писаний, предложенные фарисеями, и ратовали за соблюдение религиозных обрядов в соответствии с буквально понятой писаной Библией.

    Евангельские образы фарисеев и саддукеев служат теологическим целям, которые ставили перед собой авторы Евангелий; последние были написаны в период, когда после смерти Иисуса уже сменилось несколько поколений. Многие новозаветные ученые, не слишком расположенные, а то и враждебно относящиеся к иудеям и иудаизму, по сути дела, исходят из противостояния иудейских и христианских групп в последние десятилетия 1 в. (Пояснения, IV). Но в реальности евангельские описания конфликта между Иисусом и различными иудейскими течениями, в т.ч. фарисейским, часто служат отражением христианско-иудейских отношений в намного более поздний период, чем годы жизни Иисуса. В итоге порой бывает трудно установить истинный характер отношений Иисуса с этими течениями.

    Вместе с тем, нам известны обстоятельства, которые решительно меняют традиционные представления об отношениях Иисуса с фарисеями. Во-первых, его учение ближе к фарисейскому, чем к какому-либо другому учению того периода, и сравнительно сильно отличается от буквалистского подхода к Библии саддукеев. Во-вторых, мы знаем, что сами фарисеи полемизировали между собой по ключевым вопросам, — особенно последователи школ Гиллеля и Шаммая. Из поздней раввинистической литературы нам известно, что школа Шаммая отличалась большей строгостью в интерпретации закона, по сравнению со школой Гиллеля. Интерпретация Иисуса в целом более близка по духу традициям школы Гиллеля, насколько о последней можно судить из позднейших источников. Ряд конфликтов между Иисусом и "фарисеями", исходя из новозаветных описаний, мог отражать внутреннюю фарисейскую полемику, когда Иисус становился на позицию одной из "сторон".

    ["Guidelines and Suggestions for Implementing the Conciliar Declaration Nostra Aetate", 1974]

    III. Иудейские корни христианства

    12. Иисус был и всегда оставался иудеем; он сознательно ограничивал свое служение "погибшими овцами дома Израилева" (Мф.15:24). Иисус в полной мере принадлежал своему времени и своему народу; он в полной мере разделял все заботы и чаяния палестинского еврейства I в. Это обстоятельство лишь подчеркивает реальность воплощения и раскрывает смысл истории спасения, о чем свидетельствует Библия (см. Рим. 1: 3-4; Гал. 4: 4-5).

    13. Иисус, несомненно, находился в сложных отношениях с библейским законом, в его более или менее традиционной трактовке; собственный подход Иисуса отличается значительной свободой (см. "антитезы" Нагорной Проповеди в Мф. 5: 21-48, где разбирают- ся экзегетические проблемы, в Мк. 3: 1-6, где приводится мнение Иисуса о необходимости строгого соблюдения субботы и т. д.).

    Однако нет никаких сомнений в том, что Иисус подчинял себя закону (см. Гал. 4: 4), что он был обрезан и посещал Храм, как всякий иудей своего времени (см. Лк. 2:21, 22-24), и что его наставляли в духе соблюдения предписаний закона. Он подчеркивал свое уважение к закону (Мф.5:17-20) и требовал следовать ему (Мф.8:4). Весь образ жизни Иисуса, с самого детства, определялся паломничествами в дни великих праздников (см. Лк. 2:41-50; Ин. 2:13, 7:10 и т.д.); в Евангелии от Иоанна неоднократно подчеркивается то важное значение, которое имел для евреев годовой цикл праздников (см. 2:13, 5:1, 7:2, 10:37, 10:22, 12:1, 13:1, 18:28, 19:42 и т.д.). Следует также отметить, что Иисус часто учил в синагогах (см. Мф. 4:23, 9:35; Лк. 4:15-18; Ин.18-20 и т.д.) и посещал Храм, — как посещали Храм и его ученики, уже после воскресения Иисуса (см. Ин. 18:20 и т.д.). Он провозглашал свое мессианство в контексте синагогального богослужения (см. Лк. 4:1б-21) и, что самое важное, акт принесения себя в жертву Иисус символически отразил в обряде традиционной семейной трапезы в день пасхи или, по крайней мере, в период пасхальных торжеств (см. Мк.14:1,12 и паралл., Ин.18:28). Это обстоятельство позволяет нам лучше понять смысл Евхаристии, как "воспоминания".

    ["Notes on the Correct Way to Present the Jews and Judaism in Preaching and Catechesis in the Roman Catholic Church", 1985]

    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ

    Мы признаем, что Иисус Христос одновременно объединяет и разделяет нас, христиан, с иудеями. Будучи иудеем, Иисус в своем служении обращался прежде всего к иудеям, утверждал божественный авторитет Писаний и богослужения еврейского народа, тем самым являя единство со своими соплеменниками. Он пришел исполнить, а не отвергнуть, иудейский путь веры, основанный на Торе и Пророках (Мф.5:17). Но при этом Иисус, возвещая начало эсхатологического царства, призывая учеников, интерпретируя Закон, объявляя себя мессией и, прежде всего, претерпев смерть и воскреснув, провозгласил обновление Завета, — результатом чего стало появление нового движения, ранней Церкви, чья позиция в принципиальных вопросах оказалась отличной от позиции иудаизма.

    [World Council of Churches Consultation on the Church and the Jewish People: Report, Sigtuna, Sweden, 1988, p.9]


Hosted by uCoz