=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ПОМАЗАННИК    Многих христиан по-прежнему изумляет нежелание иудеев принять Иисуса в качестве Мессии. Разве не является очевидным тот факт, спрашивают они, что в Иисусе исполнились все мессианские обетования и пророчества Ветхого Завета? Участвующий в иудейско-христианском диалоге выдающийся американский ученый, раввин Стюарт Розенберг излагает библейскую концепцию мессии в ее иудейской интерпретации. С точки зрения различных течений сегодняшнего иудаизма, библейский мессия есть помазанник - обычно пророк, священник или царь. Помазание совершалось над ними с тем, чтобы подчеркнуть их "божественное" призвание. Но как указывает Розенберг, такое призвание не предполагало наличие у человека каких-либо божественных и сверхчеловеческих черт.
    И все же, корни библейского понимания мессии следует искать в идеях и учениях еврейских пророков. Понятие "мессии" (это слово в Библии имеет буквальное значение "помазанник") появилось в пророческой традиции после разрушения Храма Соломона (586 г. до н.э.): пророки верили, что Бог не оставит свой народ, и евреи вернутся на родную землю под водительством человека, происходящего из рода Давидова. Однако следует помнить о первоначальном, библейском значении слова "мессия": всякий, кто был избран Богом через Его пророков в качестве правителя народа, считался "Божьим мессией", помазанником. В этом смысле "помазанником Господним" называли Саула, первого царя Израиля, а также других царей, например, Давида и Седекию. Даже персидский царь Кир, которого Второисаия считает исполнителем Божьего замысла (Кир разгромил Вавилонию и вернул израильтян на родину), называется "помазанником Божьим" (45:1). При этом библейский "помазанник" всегда, в каждом случае, представляет собой человеческое, а не божественное, существо. Что же касается происхождения мессии от царя Давида, то читателям Библии следует помнить: когда первое вавилонское пленение закончилось, и народ возвратился на свою землю, то во главе его находился Зоровавель, потомок Давида.
    В еврейской Библии определенно нет никаких указаний на то, что иудейский мессия обладает сверхчеловеческими чертами или что "помазанник", машиах, наделен чертами чудотворца, — .подобными тем, что приписывались Иисусу из Назарета его первыми последователями. В Библии, как доказывают еврейские ученые, нельзя найти ни единого слова, свидетельствовавшего бы о том, что появление Иисуса Христа уже за много веков было предсказано в иудейских писаниях. Чтобы обнаружить такого мессию, мессию с заглавной буквы "М", который превратился в христианского Христа, следует обратиться к другим источникам.
    [Stuart Rosenberg, The Christian Problem: AJewish View. Hippocrene books, 1986, pp. 33-34]