=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ИИСУС-ИУДЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ ХРИСТИАН    Вопрос об историческом Иисусе наложил свой отпечаток на самые разные течения в христианстве. Фрагмент из статьи Марвина Уилсона свидетельствует о том вкладе, который вносят в христианское вероучение исследователи, представляющие евангелическое христианство. Уилсон более узко определяет принадлежность Иисуса, а именно отождествляет его с фарисеями. Он доказывает, что многим положениям в учении Иисуса можно найти параллели в раввинистическом учении Талмуда:
    Жизнь и учение Иисуса свидетельствуют о его глубокой укорененности в иудейской вере и традициях. Он родился у родителей-иудеев (Мф. 1: 16), был обрезан на восьмой день в соответствии с иудейским законом (Лк. 2: 21). В детстве он принимал участие в праздновании Пасхи (Лк. 2: 41-43), а в юношеском возрасте учился, ведя беседы с иудейскими учителями, которые поражались его способностям (Лк. 2: 46-47). В начале своего служения Иисус по субботам посещал синагогу (Лк. 4: 16), где ему открывалось многообразие еврейской мысли того времени. Иудаизм I в. ни в какой мере не был чем-то монолитным, а представлял собой совокупность различных религиозных течений — фарисеев, саддукеев, ессеев, зелотов и т.д. Из них, по-видимому, наиболее близким к учению Иисуса было учение фарисеев. До некоторой степени (хотя и не в полной мере) учение фарисеев нашло отражение в раввинистическом учении Талмуда; точно так же, согласно научным оценкам, в раввинистической литературе имеет параллели девяносто процентов содержания учения Иисуса. Хотя такая оценка, несомненно, является преувеличенной, современные исследования синоптических Евангелий все более убедительно показывают иудейскую основу учения Иисуса.
    Более того, все первые последователи Иисуса были иудеями. Менее чем через три года после начала служения Иисуса, из их числа сформировалось ядро будущей христианской общины. Иисус наставлял своих учеников в духе странствующих иудейских проповедников I в. Сын галилейского плотника беседовал с учениками не в синагогах, а на склонах холмов, в полях, уединенных местах. Речь Иисуса отличалась выразительностью и конкретностью; проповедуя свое учение, он широко цитировал иудейские Писания и ссылался на известные ему раввинистические традиции того времени. Но он также учил от себя, от своего имени, в результате чего ученики порой не понимали его (Мк.4:10-13). Хотя окружение Иисуса составляло больше, чем двенадцать человек (Лк.6:13, 10:1), из евангельского повествования нам больше всего известно о трех учениках — Петре, Иакове и Иоанне. Кроме простых людей, которым проповедовал Иисус, в число его ближайших последователей входили иудейские религиозные лидеры (Ин.12:42; 19:38-39). В целом, проповедь Иисуса была адресована лишь к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 15:24).
    [Marvin Wilson, Our Father Abraham, Eerdmans, 1989, pp.40-41]