=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ХРИСТИАНЕ ОТКРЫВАЮТ ДЛЯ СЕБЯ ИИСУСА-ИУДЕЯ    Иисус-иудей - тема для христиан сравнительно новая. Как уже было упомянуто в начале главы, христианские ученые обратились к вопросу об историческом Иисусе только в XIX в. До того времени иудейская принадлежность Иисуса почти не обсуждалась, как не имеющая значения для христианской веры. Нередко можно было услышать утверждение: раз Иисус основал Церковь, то он христианин. Иногда проповедники даже утверждали, что Мария брала Иисуса в церковь! Однако в настоящее время в христианских Церквях все в большей мере осознаются иудейские корни Иисуса. Так, Дэниел Харрингтон, католический ученый-новозаветник, ярко и убедительно характеризует служение Иисуса. Он рассматривает Иисуса в контексте еврейской пророческой традиции, как странствующего проповедника, который провозглашает грядущее Царство Божье:
    Контекстом учения Иисуса является иудаизм. Точнее, иудаизм, который существовал на территории Израиля в I в. С этим основополагающим утверждением, очевидно, согласятся и иудеи, и христиане. Не вызывает никаких сомнений, что Иисус Галилеянин родился, жил и умер на земле Израиля в годы, которые мы сейчас называем первой половиной I в. христианской эры. Иисус был иудейским проповедником, хотя и не совсем обычным. Он учил людей, используя короткие речения и притчи, которые легко запоминались и потом цитировались наизусть. У Иисуса появились ученики, желавшие учиться у него и находиться рядом с ним. Выбрав в качестве основного места проживания Капернаум, Иисус много путешествовал, пользуясь гостеприимством принимавших его людей. Сопровождаемый своими первыми последователями, он проповедовал приход Царства Божьего, исцелял больных.
    Многое в учении Иисуса отражает процессы, имевшие место в иудаизме I в. В окончательном своем виде оно зафиксировано в Евангелиях на греческом языке, однако Иисус широко использует семитские слова и выражения, связанные с тогдашними обычаями в Палестине; они вполне естественно воспринимаются в обратных переводах евангельских текстов на еврейский и арамейский языки. Иисус, по-видимому, учил на арамейском, хотя, как и другие евреи его эпохи, он знал еврейский язык, мог также говорить по-гречески и, возможно, был знаком с латынью. Обращаясь в Галилее к самым разным людям, он охотно использовал примеры из повседневной жизни, близкие и понятные людям: это работа на поле (см. Мк.4:3-9, 26-29, 30-32), выпечка хлеба (Мф. 13:33), сокрытие своего богатства (Мф.13:44), рыбная ловля (Мф.13:47-50) и т.д. Все эти занятия были так хорошо знакомы жителям земли Израиля I в. н.э., что не требовали объяснений. Обращаясь к опыту повседневной жизни людей, Иисус заставлял их глубже задуматься о Боге, Царстве Божьем, отношениях Бога со своим народом.
    Учение Иисуса твердо укоренено в иудаизме — в том иудаизме, который представлен еврейской Библией и еврейской традицией. Бог Иисуса — это любящий Отец, который сотворил мир и правит им. Это Бог, который установил особые отношения с народом Авраама, Исаака и Иакова. Это Бог, который особенно заботится о бедных и несчастных. Так что здесь никаких сомнений быть не может: Бог Иисуса - это Бог Израиля.
    Наряду с другими иудеями своей эпохи, Иисус ожидал дня, когда Бог вмешается в судьбы его народа, и когда все творение признает Божье владычество. Переломный момент человеческой истории, точнее, конец человеческой истории, — именно этот смысл вкладывался им в выражение "Царство Божье"; приготовления к Царству Божьему требуют, как учил Иисус, покаяния и постоянной готовности. Не все евреи, которые жили на земле Израиля во времена Иисуса, разделяли характерное для него ощущение приближающегося Царства Божьего. Сам Иисус, в атмосфере горячих споров о приходе Царства, провозглашал, что начало Царству уже положено. Учение Иисуса о Царстве воплотилось в словах его молитвы:
    "Да приидет Царствие твое"
    (см. Мф.6-.10; Лк.11:2).
    Учение Иисуса выросло из иудаизма, существовавшего на территории Израиля в I в. н.э. Иисус был иудейским учителем. Он говорил по-арамейски, использовал методы современных ему иудейских учителей, и обращался, главным образом, к своим соплеменникам-евреям. Его учение о Боге, Царстве Божьем, отношениях Бога с избранным народом в самой основе своей является иудейским. С этим согласны как еврейские, так и христианские ученые.
    [Daniel Harrington. "The Teaching of Jesus in His Context" in Interwoven Destinies, edited Eugene Fisher, Paulist Press, 1993, pp.11-14]