=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Пишите! MD

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ПОЧЕМУ ИУДЕЯМ ТРУДНО ГОВОРИТЬ С ХРИСТИАНАМИ ОБ ИИСУСЕ

    Льюис Эрон, помощник раввина из Темпл Бнай Абрахам в Ли-вингстоне (США), много писал об иудейско-христианских отношениях. Он разделяет точку зрения Обри Роуза на Иисуса, как часть еврейской истории; еврей Иисус расширяет наши представления о разнообразных формах иудаизма в I в. н.э. Но дальше этого Эрон не идет: он не считает необходимым включать учение Иисуса в еврейскую традицию, как это предлагает Обри Роуз. Для него главное значение заключается в христалогическом моменте:

    Иисус Христос - это путь к Богу для христиан, но не для иудеев. Автор статьи находит, что диалог может стать плодотворным прежде всего в там смысле, что он помогает иудеям увидеть присутствие Бога в Торе, а христианам - в личности Христа.

    Центральное место, которое отводится Иисусу в христианском вероучении, как и характерный для раннехристианской литературы акцент на прообразующие Иисуса черты основных ветхозаветных персонажей, не имеет очевидных параллелей в иудаизме. Царство, пророчество, жертвоприношение, искупление, священство, мессианство, апокалиптика, ученичество — эти и многие другие темы в христианстве замыкаются на личности Иисуса; в иудаизме не существует фигуры, религиозное значение которой было бы столь же велико.

    Кроме того, Иисус (проповедуемый прежде всего как Христос) становится для христиан путем к Богу. Это обстоятельство позволяет нам раскрыть для себя духовный аспект нашего диалога. Христиане ищут Бога в Иисусе, а иудеи ищут Бога в Торе, что неизбежно заставляет нас выйти за рамки исторического вопроса об отношении Иисуса к Закону и заставляет задуматься над более глубокой проблемой — как можно прийти к Богу. Что необходимо для этого делать и как нужно верить? Что значит верить в Бога, воплотившегося в человека из плоти и крови, и верить в Бога книги? Эта книга имела свою историю и развивалась во времени — что отсюда следует? Как присутствие Слова Божьего в живой иудейской традиции Торы соотносится с Иисусом христианской традиции?

    Существует и особый интерес иудеев к Иисусу, как исторической фигуре. Некоторым современным еврейским ученым Иисус интересен в той же мере, как интересны другие фигуры еврейского прошлого — Элиша бен-Абуя, Иосиф Флавий, Давид Реубени, мудрецы- мистики и претенденты на роль мессии. Такой интерес есть не что иное, как попытка представить обобщенный образ лидера, формирующегося вне "нормативной" иудейской традиции, в период радикальных изменений в структуре индивидуальной и общественной еврейской жизни. Как еврей, изучающий Иисуса и раннюю Церковь в иудейском контексте, я подхожу к этой теме в первую очередь не с религиозных позиций. Иисус и апостольские писания свидетельствуют для меня о многообразии еврейского религиозного и философского опыта на рубеже христианской эры. Иисус из Назарета безусловно представляет интерес как вдохновитель огромного религиозного движения; столь же любопытна, например, менее известная фигура Учителя Праведности, о котором мы знаем из рукописей Кумранской общины. Иисус из Назарета, еврей I в., имеет значение для меня — Льюиса Эрона, еврея XX в. — прежде всего постольку, поскольку я интересуюсь историей моего народа в эпоху поздней античности. Иисус и его последователи — лишь немногие из тех многочисленных исторических фигур, которые привлекают мое внимание.

    [Lewis John Eron, "The Problem of a Jew Talking to a Christian about Jesus" in Bunting the Bands: A Jewish-Christian Dialogue on Jesus and Paul, Orbis, pp. 23-24]


Hosted by uCoz