=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Пишите! MD

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ИИСУС С ИУДЕЙСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

    Девятнадцатый век положил начало "поискам историческое Иисуса". Христианские ученые, с помощью различных историко-критических методов, попытались восстановить подлинны! исторический облик Иисуса, освободив его от наложивших свой отпечаток на евангельский текст позднейших наслоений христианской традиции. Хотя в ходе исследований обнаружились разнообразные подходы и концепции, по общему мнению христианских ученых, Иисус принадлежал к одной из ветвей иудаизма своего времени. Еврейские ученые придерживались той же точки зрения. Всерьез занявшись изучением вопроса об историческом Иисусе, они внесли заметный вклад в эту область науки.

    В очередной главе хрестоматии анализируется отношение иудеев и христиан к историческому Иисусу. Очень быстро читатели поймут, что все материалы имеют отношение исключительно к иудейско-христианскому диалогу на Западе. В самом Израиле, где преобладают ортодоксальные иудейские общины, интерес к фигуре Иисуса очень невелик. Это неудивительно, если учесть, что иудейская вера вполне самодостаточна и не требует обращения к фигуре Иисуса.

    Однако для тех, кто вовлечен в иудейско-христианский диалог, личность Иисуса представляет исключительный интерес. Некоторые иудеи чувствуют себя достаточно раскованно, чтобы свободно высказать свое отношение к Иисусу. И хотя некоторых христиан еврейское "нет" Иисусу заставляет недоумевать, участники диалога вновь и вновь приходят к выводам об иудействе Иисуса. Материалы, помещенные в этой главе, показывают, что в целом у иудеев не возникает проблем с Иисусом-иудеем, но они отвергают Христа христианской веры. Одно дело — принимать Иисуса как великого еврейского пророка, и другое — почитать его за второе лицо Троицы.

    X. П. Ф.

    Обри Роуз - иудей из Великобритании, участник иудейско- христианского диалога. Он полагает, что Иисус - это часть еврейской истории, и что учение Иисуса должно занять свое место в еврейском наследии. Но это вовсе не означает, утверждает О.Роуз, необходимости для иудеев признавать в Иисусе Христа христианской веры; Иисуса следует принимать в исключительно иудейском смысле, оградив себя от влияния христианского подхода. Для иудеев невозможно принять в Иисусе одновременно Бога и человека, но они могут отнестись к нему с должным уважением:

    Ссамого рождения Иисус принадлежал к еврейской среде. Согласно жизнеописаниям, Иисус жил как обычный иудей. Он ничем не отличался от своих соплеменников, говорил на еврейском и арамейском языках; нееврейское население также видело в нем иудея. За последние 100 лет многие еврейские ученые писали об Иисусе; его судьба — часть еврейской истории, и мне хотелось бы, чтобы этот факт получил признание. Мне кажется, к Иисусу следует относиться с надлежащим уважением, подобно тому, как в других религиях пользуются уважением герои еврейской истории. В то же время мне хотелось бы видеть проявление уважения к еврейскому народу, которое заключалось бы в прекращении попыток нарушить его единство посредством миссионерской деятельности.

    Христианам и некоторым иудеям, возможно, будет трудно принять некоторые мои соображения. Мне тоже бывает трудно кое-что понять. Я не знаю, что имеет в виду христианин, говоря "Господь". Настоящий христианин видит в Иисусе единственное и неповторимое воплощение Бога. В связи с этим у меня возникает вопрос: Иисус почитается одновременно Богом и человеком — как же это возможно?

    Есть евреи, которые даже сегодня не могут заставить себя упомянуть имя Иисуса, — такую боль в их душе оставили страшные гонения, совершавшиеся от его имени. Моя мать, выросшая в Польше, рассказывала мне, как священник в церкви призывал народ подняться против евреев, виновных в смерти Иисуса. Позиция Церкви остается основной причиной прежнего и нынешнего антисемитизма, который может процветать даже в тех странах, где евреев крайне мало. Именно церковное учение подготовило почву для уничтожения еврейского народа в период 1933-1945 гг.

    Тот же антисемитизм почувствовали бы на себе Иисус и его последователи-евреи, — окажись они сегодня среди нас.

    Не приходится сомневаться, что учения иудаизма и христианства сильно различаются в своих представлениях о грехе, священстве, браке, разводе, пути ко спасению. Такая же ситуация имеет место и внутри каждой из религий — когда резкие противоречия существуют между разными течениями, когда одни христиане называют других антихристами, когда иудеи из одной синагоги не переступают порога другой и отказываются называть ее служителей "раввинами". Иисус, который проповедовал прежде всего любовь и прощение, и в то же время клеймил лицемерие, всех бы их назвал лицемерами и порождениями ехидниными.

    Чем обладал Иисус, как и другие великие религиозные вожди — так это чувством Вечности. Он знал подлинную реальность, существовавшую вне времени и пространства. Он знал, что сам он — путник между двумя мирами. По сути дела, он в каждый момент ощущал оба этих мира, постоянно ощущал связь с ними и пытался помочь другим в их пути от мира к миру. Он знал, что материя — это лишь порождение духа, и поэтому убеждал людей в необходимости искать внутри себя Царство Божье, малхут.

    [Aubrey Rose, "Jesus, the Nazarene — a Jewish View", Common Ground, 1990, no.1, pp. 3-32]


Hosted by uCoz