=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ВСТРЕЧА С ЖИВЫМ ИУДАИЗМОМ    Наим Аттик говорит о важности встречи христианских паломников с живущими на Святой Земле арабами-христианами. Но необходимо помнить и о других проживающих здесь группах христиан. Нередко весьма малочисленные христианские общины - греческие православные христиане, армяне, копты, эфиопы, католики латинского и греческого обряда, не говоря уже о всех прочих - имеют многовековой опыт присутствия на Святой Земле. Эти общины малочисленны, но играют здесь важную роль. Вообще очень важно иметь в виду религиозное многообразие Израиля, в котором на каждую христианскую общину приходятся многочисленные иудейские. В приведенной ниже выдержке из неопубликованных заметок Давида Хилла, английского католика и одного из основателей Совета христиан и иудеев Эксетера и Юго-Запада Англии, подчеркивается религиозное многообразие иудаизма. Давид Хилл размышляет о своем первом и последнем посещении Израиля в рамках молодежного тура, который был организован совместно с Советом христиан и иудеев. Встреча с иудеями-ортодоксами произвела на него глубокое впечатление. Давид Хилл передает атмосферу Шабата, и из его заметок ясно следует, насколько важно для христиан познакомиться с динамично развивающимся иудаизмом.
    В пятницу вечером у Западной стены
    От этого места у Западной стены остаются яркие и незабываемые впечатления. Сотни людей в черных сюртуках и шляпах погружены в молитву. Все непрерывно кланяются, читая, молясь нараспев. Некоторые что-то оживленно обсуждают, другие танцуют. Все абсолютно счастливы. Множество зрителей, все очень доброжелательны.
    Для женщин у стены отдельное место. Тут меньше народу (хотя тоже достаточно) — согласно иудейскому закону, на женщин не возлагается обязанность молиться.
    Меа Шеарим и Тиш
    В Шаббат, после первой трапезы, отправляемся в Меа Шеарим, на Тиш. Во время этого религиозного обряда последователи рабби доедают все, что осталось на его столе после трапезы. В рабби видят источник всей духовной жизни, и остаткам еды от его субботней трапезы придается особое значение — об этом говорится в каббале (мистической традиции). Песни очень необычные, похожи на гимны футбольных фанов. Страшная суматоха, толпы людей, одетых в черное с золотом, с длинными пейсами; они взволнованы и счастливы. Маленькие дети тоже распевают песни.
    Большое впечатление производят единый дух и энтузиазм общины. Кто-то назвал бы все это фанатизмом, но я не вижу здесь ничего исключительного, особенно если исходить из традиционной христианской (не протестантской) веры в реальное присутствие.
    Экскурсия по синагогам Западного Иерусалима
    Это места традиционного иудаизма — ортодоксального, но не ультраортодоксов. В сефардских кварталах синагоги очень маленькие, вмещают не больше 20 человек. В некоторых отсутствуют специальные места для женщин. Много синагог, особенно сирийских, с изящным убранством. Территорию вокруг каждой синагоги населяют члены общины: ашкенази, иракцы, сирийцы, иерусалимцы. Каждая община молится по-своему — но в общем форма богослужения едина, по ортодоксальному обряду. Осмотрели около десятка синагог; в некоторых до пятидесяти молящихся, в других не больше десяти. Сефардские общины очень трогательны в своем богослужении: многие целуют свитки, благословляют друг друга.
    Какой контраст с Великой синагогой! Та похожа на собор, с великолепным кантором — он ведет службу, а остальные следят по молитвенникам.
    [David Hill, from "An Annotated Description and Personal Experience of the CCJ Young Adults Israel Study Tour 18-29 July 1993", unpublished work]