=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ    Изменившееся отношение к религиозной миссии и обращению иуде' ев нашло отражение как в официальных церковных документах, так и в позиции отдельных церковных лидеров. Хотя миссия к иудеям не была в полной мере отвергнута, решительное подтверждение получила идея нерушимости завета Бога с иудеями. Правда, еще остается неопределенность в вопросе о том, следует ли христианам по-прежнему обращать иудеев - особенно это относится к документам Всемирного Совета Церквей.
    КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    В первой части этого раздела представлены выдержки из трех различных католических документов. Католическая Церковь официально отвергла любые попытки откровенного прозелитизма, а также основания организаций, единственной целью которых является обращение иудеев. Нижеследующее заявление можно назвать поистине замечательным, если учитывать, что оно было сделано в 1965 г., когда Католическая Церковь воздерживалась от участия в экуменическом движении:
    По свидетельству Священного Писания, Иерусалим не узнал времени посещения своего (см. Лк. 19: 44). Иудеи, в большинстве, не приняли Евангелия, и даже многие из них воспротивились его распространению (см. Рим. 11: 28). Тем не менее, по Апостолу, иудеи доныне остаются, ради отцов, возлюбленными Богом, Чьи Дары и призвание непреложны (Рим. 11: 28-29). С Пророками и тем же Апостолом, Церковь ожидает дня, ведомого только одному Богу, когда все народы призовут единогласно Господа и "будут служить Ему единодушно" (Соф. 3: 9; см. Ис. 66: 23; Пс. 65: 4; Рим. 11:11-32). Ради такого великого духовного наследия, общего христианам и иудеям, Священный Собор хочет дать наставление и поощрение к взаимному пониманию и уважению, возникающим от библейских и богословских исследований, а также из братского диалога.
    ["Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям" (Nostra Aetate), п.4, 28 октября, 1965]
    Следующий документ подготовил, по поручению Ватикана, Томмазо Федеричи. Мы приводим только небольшую выдержку из него, из которой, однако, ясно следует, что Католическая Церковь отвергает все формы прозелитизма:
    Таким образом. Церковь недвусмысленным образом отвергает всякие формы откровенного прозелитизма. Это означает отказ от любого рода свидетельства и проповеди, которые каким-либо образом наносят физический, моральный, психологический, культурный ущерб иудеям, как в индивидуальном плане, так и в отношении религиозной общины в целом, которые каким-либо образом могут лишить или хотя бы даже ограничить их личную и полную независимость при принятии решений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общины.
    Эпохе, когда властью христианского большинства иудеев насильственно крестили, заставляли проходить катехизис и в обязательном порядке присутствовать на проповедях, пришел бесповоротный конец; подобные методы категорически осуждаются и отвергаются. Но скрытая опасность по-прежнему существует: через популярную религиозную литературу и деятельность христиан, на отдельных иудеев и на иудейскую общину в целом может оказываться косвенное давление. Подобный двусмысленный подход (его в любом случае следует отвергать) рассматривается некоторыми как путь к "обращению", хотя избравшие его христиане и не желают выставлять себя в качестве причины "самостоятельного обращения сердца" к Богу и своим братьям.
    По сути дела. Церковь сегодня открыто признает, как это неоднократно и настойчиво подчеркивалось на II Ватиканском Соборе, что "обращение", понимаемое как переход из одной веры или религиозной деноминации в другую, входит в число неотъемлемых прав человека на свободу совести, — если только это свободно протекающий процесс, являющий собой действие Благодати Божьей и ответ на нее человека.
    Соответственно, следует не допускать попыток создания каких-либо организаций, в частности, просветительских или благотворительных, ставящих целью "обращение" иудеев.
    [Tommazo Federici, "The Mission and Witness of the Church", in Fifteen Years of Catholic-Jewish Dialogue 1970-1985: Selected Papers. Libreria Editrice Vaticana. 1988, pp.57-58]
    Следующий раздел из "Пояснений" к Nostra Aetate определяет предпосылки любого диалога. Главным в отношениях двух сторон должно быть взаимное уважение. В рамках уважительного диалога Церковь доказывает свое право свидетельствовать в мире. Разумеется, такое свидетельство не должно наносить обиды другому:
    Нам необходимо вступить в настоящий диалог. Предполагается, что обе стороны, участвующие в диалоге, желают познакомиться друг с другом, стремятся расширить и углубить знания друг о друге. Диалог предоставляет наилучшие возможности для знакомства, особенно, если речь идет о диалоге иудеев и христиан, о постижении богатства другой религиозной традиции. Диалог требует уважения к партнеру такому, каков он есть, — прежде всего, к его вере и религиозным убеждениям.
    В силу своего божественного назначения и по самой своей природе Церковь должна проповедовать миру Иисуса Христа [Декларация о миссионерской деятельности Церкви (Ad Gentes), 2]. Чтобы своим свидетельством не оскорбить иудеев, католики, исповедуя в жизни и распространяя христианскую веру, должны с предельным уважением относиться к религиозной свободе, в соответствии с учением II Ватиканского Собора [Декларация о религиозной свободе (Dignitatis Humanae)]. Они также должны постараться понять, насколько трудно для души иудея — в которой самым верным образом укоренилась необыкновенно возвышенная и чистая идея божественной трансцендентности — воспринять тайну воплощенного Слова.
    [Guidelines and Suggestions for Implementing the Conciliar Declaration Nostra Aetate, 1 December, 1974]
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ВИЗИТ ПАПЫ ИОАННА ПАВЛА II В РИМСКУЮ СИНАГОГУ
    Посещение папой Иоанном Павлом II главной римской синагоги в 1986 г. стало в высшей степени знаменательным событием -это единственный известный визит такого рода за всю историю. В обращении к иудейской общине папа говорил о совместном свидетельстве иудеев и христиан:
    Иудеи и христиане есть хранители и свидетели этики, построенной на основе Десяти Заповедей. Соблюдая ее требования, человечество обретает истину и свободу. Одной из величайших наших задач сегодня являются совместные размышления и сотрудничество в этой сфере... Тем самым, каждый из нас будет верен своему священному призванию, а также тому, что нас глубочайшим образом объединяет и собирает вместе.
    [Pope John Paul II in his address to the Jewish community in the Great Synagogue of Rome, 13 April 1986]
    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Ниже приведен фрагмент из документа Ламбетской конференции "Иудеи, христиане и мусульмане: путь диалога". В документе отражены и кратко охарактеризованы различные христианские подходы к иудаизму. Но несмотря на все многообразие этих подходов, Церковь едина в своем осуждении откровенного прозелитизма и навязчивого бестактного миссионерства:
    В рамках достигнутого согласия сохраняется многообразие внутрихристианских подходов к иудаизму. Один из таких полюсов представляют христиане, которые молятся за принятие иудеями Иисуса как Мессии, но желают при этом, чтобы иудеи не переставали быть иудеями. Некоторые видят свое особое призвание и долг в том, чтобы открыть христианство иудеям, в то же время побуждая последних поделиться духовными богатствами, которые Бог явил через иудейскую веру. Другие же христиане полагают, что исполнив Закон и Пророков, Иисус подтвердил отношения иудеев с Богом: через него неевреи получили возможность вступить в эти отношения. На чье-то сознание оказал глубокое влияние Холокост: христианское свидетельство будет тем истиннее, чем глубже христиане ощущают божественный наказ — защищать право иудаизма быть таким, какой он есть, с его богослужением и чувством Бога, — Бога, который для христиан есть Отец Иисуса. Все эти подходы объединяет свидетельство христиан о Боге, открывшемся в Иисусе, и их призвание вступить в новые, более плодотворные отношения с иудаизмом. Мы убеждены, что, в свете Писания и исторических фактов, природе этих отношений следует и впредь посвящать размышления и молитвы.
    Но эти же подходы объединяет желание сохранять такт по отношению к иудаизму; в них решительно отвергается всякий прозелитизм, т.е. агрессивные попытки манипулировать людьми с целью обращения их в христианство, а также, разумеется, любые намеки на антисемитизм. Кроме того, иудеи, мусульмане и христиане объединены общей целью: они совместно свидетельствуют миру, прославляя Имя Божье.
    Христиан и иудеев объединяет общая надежда на осуществление Царства Божьего на земле. И те, и другие находятся в ожидании, молятся за приход Царства и готовятся к нему. Это Царство есть не что иное, как уже новые, преображенные человек и общество, в которых явлена Слава Божья.
    ["Jews, Christians, and Muslims: The Way of Dialogue" from The Lambeth Conference, 1988]
    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ
    В 1988 г. в заявлении Зигтунской ассамблеи Всемирного Совета Церквей сформулированы основные итоги развития христианских представлений об иудеях и иудаизме:
    1) Завет Бога с еврейским народом не отменен;
    2) Антисемитизм и любые формы "учения презрения" должны быть отвергнуты;
    3) Живая иудейская традиция есть дар Божий;
    4) Откровенный прозелитизм по отношению к иудеям несовместим с христианской верой;
    5) Иудеи и христиане несут общую ответственность, будучи свидетелями Божьей правды и мира на земле. Далее Зигтунский документ свидетельствует, что личность Христа уникальна, но не по причине ущербности иудаизма. Здесь впервые четко сформулирована концепция, которая получила название "двухзаветной теологии ": иудаизм и христианство представляют собой два самостоятельных и равно возможных пути к Богу:
    Мы радуемся тому, что еврейский народ продолжает жить и исполнять свое призвание, вопреки всем попыткам уничтожить его, и видим в этом знак Божьей любви и верности. Это обстоятельство не противоречит уникальности Христа и истине христианской веры. Нам видится, что не один завет заменяет другой, а что существуют две общины веры, каждая из которых возникла по Воле Божьей, получила особые дары от Бога, и отвечает перед Богом.
    Мы утверждаем, что сегодняшний еврейский народ есть прямое продолжение библейского Израиля, и благодарны за ту жизнеутверждающую силу, что несет в себе иудейская вера и мысль. Мы видим в иудеях и христианах, наряду со всеми людьми живой веры, соработников Бога, совместно и во взаимном уважении осуществляющих свой труд во имя справедливости, мира и согласия.
    ["World Council of Churches Consultation on the Church and the Jewish People: Report", Sigtuna, 1988, pp.8,10]
    ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
    В заключение предлагаем читателю ознакомиться с фрагментом доклада, прочитанного на заседании Всемирного Совета Церквей в Будапеште в 1989г. Доклад важен тем, что в нем представлена позиция Православной Церкви по вопросу множественности вероисповеданий. Миссия Православной Церкви формулируется в категориях этического свидетельства, осуществляемого совместно с другими религиями, в стремлении приблизить Царство Божье:
    Наши отношения с Богом и нашу миссию в мире невозможно отделить от взаимоотношений с ближними. В сегодняшнем плюралистическом обществе "моя" и "соседская" вера не просто сосуществуют, они взаимодействуют и влияют друг на друга. По сути дела, идя по экуменическому пути, мы неустанно напоминаем себе, что жизнь Церкви и единство человечества взаимозависимы, что активное взаимодействие между живыми религиями все более возрастает. Мы пришли к осознанию того, что не существует какого-то единственного пути, который вел бы к преображению мира и построению единого мирового сообщества. Это означает, что нам следует быть открытыми друг по отношению к другу, прислушиваться друг к другу и действовать совместно.
    ["Unity and Mission in the Context of the Middle East", a paper delivered to the Plenary Commission on Faith and Order, Budapest, Hungary, 1989]