=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
МИССИЯ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ ХРИСТИАН    Далее мы представим различные христианские подходы к проблемам миссии и религиозного обращения. Разумеется, у многих христиан позиция Давида Полита вызовет несогласие. Если человек верит, что спасение от адских мук принесет только вера в Христа как Господа, то тогда довольно трудно исключить иудеев из сферы миссионерской активности. Тем не менее, как мы видим, иудеи не понимают такого упора на "обращение" и отвергают подобный подход к их религии. Но могут ли тогда евангелические христиане принять участие в диалоге? Не приходится ли участвовать в диалоге только либерально настроенным людям, может быть, не слишком твердо укорененным в своей вере? Или же диалог вообще возможен только между теми, кто окончательно отказался от идеи религиозного обращения?
    Ниже представлены точки зрения двух американских евангелических христиан. Оба они активно вовлечены в иудейско-христианский диалог у себя на родине, хотя придерживаются совсем разных подходов к евангелической миссии в иудейской общине. В Америке евангелическо- иудейский диалог ведется гораздо более интенсивно, чем в Великобритании, где официальные контакты между евангелическими организациями и иудейскими общинами пока еще очень слабы (если не рассматривать деятельность миссионерских групп). Такое положение можно частично объяснить известными опасениями иудейской общины, а также неверием обеих сторон в какую-либо пользу от диалога. Давид Рсеуш, адъюнкт- профессор церковной истории и иудаики в Ашлендской теологической семинарии (США), ярко и проникновенно разъясняет, почему евангелическим христианам порой нелегко свидетельствовать о своей вере, и почему они ни в коем случае не одобряют откровенного прозелитизма.
    Вопреки распространенному мнению, большинству евангелических христиан нелегко свидетельствовать о своей вере. Каждое воскресенье на всех, стар он или млад, обрушиваются напоминания об их долге евангелизировать общество. Когда они говорят кому-то о своей вере, то часто делают это со страхом и трепетом, руководствуясь огромным чувством ответственности, религиозного долга и любви. Евангелическая теология со всей прямотой учит, что нельзя силой или хитростью принудить человека "принять Иисуса как своего Спасителя", ибо только Святой Дух Божий может "устыдить и убедить" неверующего. Евангелические христиане призывают повиноваться Духу Бо- жьему, руководствоваться здравым смыслом. Свидетельствуя о вере, они обязаны соблюдать этические нормы; аргументируя свою позицию, они должны проявлять такт и избегать какой-либо навязчивости. В ходе диалога представители иудеев быстро убедились в том, что лидеры евангелических христиан осуждают всякую двусмысленность в возвещении евангельской вести еврейскому народу. Проявление неуважения и недостойные приемы евангелизации иудеев вызывали сожаление как у иудеев, так и у евангелических христиан. Евангелические христиане твердо заявили о недопустимости давления с целью религиозного обращения; задачей христианина является преданное "свидетельство" об истине Божьей любви. Говоря о своей миссии, евангелические христиане часто подразумевают ответственность за мир в целом. В последнее время у евангелических христиан проявляется тенденция к поддержке миссионерской деятельности в еще не знавших евангелизации далеких странах, а также в странах, закрытых для традиционных миссионерских подходов.
    Иудейской общине необходимо осознать, что когда евангелических христиан просят прекратить "свидетельствовать", для них это равносильно требованию отказаться от своей религии и веры. Хотя отдельные евангелические христиане не станут предпринимать попыток евангелизировать своего соседа-иудея, большинство из них будут страстно защищать свое право на такую евангелизацию. Один популярный евангелический журнал весной 1988 г. провел дискуссию среди евангелических теологов на тему, следует ли свидетельствовать еврейскому народу; участники дискуссии пришли к выводу: тот, кто всецело отвергает евангелизацию, не может считаться евангелическим христианином. Тем не менее, евангелический христианин Билли Грэм несколько лет назад заявил, что он не одобряет миссионерскую деятельность, направленную исключительно на еврейский народ. Американский Еврейский Комитет удостоил его тогда своей первой Национальной межрелигиозной премии, отметив, что Грэм способствовал росту "уважения и взаимопонимания между евангелическими христианами и иудеями". Несколькими годами раньше Антидиффамационная Лига вручила Грэму "Факел религиозной свободы ".
    В тех случаях, когда иудеи и евангелические христиане состоят в дружеских отношениях, у них никогда не возникает проблем в религиозном свидетельстве на межличностном уровне. Ирония заключается в том, что если взаимное уважение и открытость уже имеют место в отношениях между христианином и иудеем, то последний сам зачастую хочет узнать, во что же верит его друг. Однако сам факт, что евангелизм существует, усложняет отношения иудеев и евангелических христиан; порой иудейский лидер в ходе диалога может высказаться о своем коллеге, евангелическом христианине: "У меня порой возникает чувство, что он хочет меня обратить". Лишь немногие иудейские лидеры полностью приемлют евангелическую (и в целом христианскую) миссию и свидетельство, как составную часть христианского вероучения, но при этом они решительно отделяют евангелических христиан от "христиан-евреев" и "мессианских евреев" — тех религиозных течений, которые вызывают у них недоверие и неприятие.
    [David Rausch, Communities in Conflict: Evangelicals andJews, 1991, Trinity Press, pp.105-106]
    Давид Рауш обрисовал позицию, которую занимают евангелические христиане в вопросе миссии к иудейской общине. Тем не менее, иудеи часто недоумевают, почему евангелические христиане считают иудаизм непригодным в качестве "спасающей веры.". Верной Граундс, почетный профессор Денверской консервативной баптистской семинарии (США), разъясняет точку зрения евангелических христиан. Их аргументы основываются на авторитете Библии: миссия среди иудеев заповедана и оправдана Новым Заветом. Иудеи рассчитывают, что в ходе диалога христиане будут выслушивать их и вникать в их интерпретацию Писания - точно так же и евангелические христиане рассчитывают на заинтересованное внимание со стороны иудеев. В нижеприведенном фрагменте участник диалога из Соединенных Штатов дает честную и откровенную характеристику евангелической теологии:
    Почему мы учим и проповедуем, что последователей иудаизма как религии нельзя исключать из числа тех, кто нуждается в евангелизации? В ходе нашей дискуссии на конференции этот вопрос рассматривался во всем его масштабе и глубине. У нас, евангелических христиан, есть твердый ответ на него, который мы полагаем убедительным — хотя наших еврейских друзей он может вовсе не убедить. Думаю, как участник конференции, я имею право представить этот ответ — который я бы назвал ответом Нового Завета.
    Отчужденные от Бога вследствие своего греховного неповиновения, иудеи, как и все их братья из семьи народов земли, суть заблудшие овцы. Но Бог, в своей неизменной верности и неизмеримой благодати, осуществляет искупительный труд в истории, чтобы вернуть к Себе отстранившийся от Него род Адамов. Поэтому много тысячелетий назад Он призвал Авраама заключить с Ним особый союз и, тем самым, принять на себя особую миссию. Явив свою веру, Авраам ответил на призыв Бога. С завета между Богом и Авраамом началась вся последующая история Израиля. Евреи, избранный Богом народ, получили от Него сверхразумную истину и действенную систему искупительных жертвоприношений. Тем не менее, израильская теократия представляла собой лишь некую форму, в рамках которой Бог давал возможность людям сохранять, — по примеру Авраама, — веру и верность по отношению к Нему. Из этих людей, которые были этническими евреями. Он принимал в спасительное содружество с Собой израильтян духовных. Иудаизм же Он полагал религией временной и подготовительной, тем фундаментом, на котором в назначенный час будут основаны новая вера, новый завет, и новые отношения.
    [Vernon C.Grounds, "The Problem ofProselytization" in Evangelicals and Jews in an Age of Pluralism. University Press of America, 1990, pp.206-207]