=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Пишите! MD

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
В СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ

    Главу завершает фрагмент статьи Йосефа Йерушалми. Автор предупреждает христиан: евреи не могут ждать, пока христиане пересмотрят свою теологию. "Май народ в смертельной опасности", - пишет Йерушалми. Написанная еще в 1974г., эта статья и на рубеже третьего тысячелетия остается актуальной для христиан - мы снова являемся свидетелями возрождения антисемитизма и этнических чисток во многих европейских странах. Людей нашего поколения будут судить не за грехи отцов, а за их собственный ответ или молчание:

    "Теология? В 1974 г., после всего того, что произошло, нам еще необходимо дожидаться пересмотра христианской теологии? И только тогда мы сможем услышать голос еврейской крови, взывающий к нам из-под земли? Разве недостаточно того, что все мы люди? В любом случае, христианская теология — это сугубо внутреннее дело самих христиан. Наверное, моя беда в том, что я в большей степени ориентируюсь на историю, чем на теологию, больше на то, что Унамуно называет "человеком из плоти и крови", чем на человека-теолога. Моя главная проблема не решена, и наверное, неразрешима. Мне желательно знать, почему Розмари Рютер является моим другом и одной из хасидей 'умот ха-'олам, праведников народов мира. Этот факт нельзя объяснить одной только ее теологией, поскольку есть и другие люди, разделяющие подобные теологические взгляды и реформаторские устремления, — однако никто не говорит о евреях так, как она.

    Обращаясь ко всем христианам, я хотел бы им сказать: надеюсь, что не общая для нас проблема секуляризации есть условие диалога между нами (хотя порой это кажется несомненным). Вам не нужно целиком отказываться от всего, что в христианском прошлом связано с евреями. Там немало мрака, но есть и проблески света. "Искореняя" иудеев, их в то же время "сохраняли", и все эти обстоятельства следует рассматривать в историческом контексте. Вам выбирать, по какому пути идти. Если это необходимо, вы вольны извлечь из прошлого, заново осмыслить и включить в вашу теологию все, что вы сочтете нужным. Но да будет вам известно — судить вас будут по вашим поступкам, а не за дела отцов. Ибо жизнь моего народа, как и в прошлом, находится в смертельной опасности. И он просто не может ждать, когда вы завершите новую Summa Theologica.

    [Yosef Hayim Yerushalmi, "The History of Christian Theology and the Demonization of the Jews", in Auschwitz: Beginning of a New Јro? edited by Eva Fleischner, Ktav, 1977, pp.106-107]


Hosted by uCoz