=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ    В этом разделе представлены некоторые официальные церковные документы, в которых рассматривается проблема антииудаизма в свете Холокоста:
    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    И христиане, и иудеи горячо верят в любящего и сострадательного Бога, призвавшего всех нас быть вместе с Ним. Бог сохраняет верность призванным и никогда не отказывается от них. Мы решительно отвергаем всякую идею, согласно которой иудаизм рассматривается в качестве некоего анахронизма, давно замещенного христианством. Апостол Павел размышляет о тайне непрекращающегося бытия еврейского народа (Рим 9-11), и добрая половина его послания недвусмысленно свидетельствует о неизменной любви Бога к тем, кого он призвал первыми:
    В отношении к избранию, возлюбленные Божий ради отцев, ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим 11:28-29).
    Еврейский народ продолжает служить исполнению Промысла Божьего.
    Однако, за исключением нескольких достойных эпизодов, отношения христиан и иудеев слишком часто были отмечены противостоянием. Систематическая антииудейская пропаганда церковных руководителей, учителей и проповедников заложила основу "учения презрения", что, в свою очередь, привело к дискриминации и преследованиям иудеев. В процессе катехизации, на школьных занятиях, в христианской проповеди — везде еврейский народ представлялся в искаженном и карикатурном свете. Даже Евангелия порой использовались для клеветы и нападок на еврейский народ.
    Антииудейские предрассудки, разжигаемые церковными и государственными лидерами, выливались в гонения, погромы и, наконец, подготовили почву, в которой смогли взойти дьявольские семена нацизма. В основе нацистской идеологии лежало язычество, конечной целью которого являлось разрушение христианства. Но каким образом эта идеология обрела такое влияние? Последовательный геноцид шести миллионов евреев и уничтожение целой культуры должны привести христианство к глубокой и мучительной переоценке его взаимоотношений с иудаизмом. Для того, чтобы преодолеть последствия многовекового учения и практики антииудаизма, христианам следует вводить специальные программы обучения, проповедовать и осуществлять социальную политику, которая помогла бы искоренить предрассудки и способствовала бы диалогу.
   ["Jews, Christians and Muslims: The Way of Dialogue", from the Lambeth Conference, 1988]
   
    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ
    Ненависть и гонения на иудеев: неослабевающая тревога
   
    3.1: Христиане не могут вступить в диалог с иудеями, не осознав того факта, что ненависть к евреям, гонения на них имеют долгую историю, особенно в странах, где евреи составляют меньшинство среди христианского населения. Трагическая история преследований иудеев включает в себя массовые убийства, которые устраивали в Европе и на Ближнем Востоке крестоносцы, процессы инквизиции, погромы и Холокост. Участники Всемирного Совета Церквей на своем первом заседании в Амстердаме в 1948 г. заявили: "Мы призываем Цер- кви, которые здесь представляем, отвергнуть антисемитизм, вне зависимости от его происхождения, как абсолютно несовместимый с верой и практикой христианской религии. Антисемитизм есть грех против Бога и человека". С тех пор этот призыв звучал вновь и вновь. Все те, кто становится свидетелем актов ненависти по отношению к евреям, могут сослужить Церкви добрую службу, разоблачая непреходящую опасность, которую они начинают осознавать.
    3.2: Учение "презрения" по отношению к иудеям и иудаизму в ряде христианских традиций явилось питательной средой, в которой расцвело зло нацистского Холокоста. Церковь должна научиться проповедовать и учить Евангелию таким образом, чтобы его нельзя было использовать для осуждения иудаизма и против еврейского народа. Предстоящий ответ христиан на Холокост - и их партнеры-иудеи будут в этом с ними солидарны - заключается в недопустимости повторения Холокоста ни по отношению к евреям, ни по отношению к какому-либо другому народу.
    ["Ecumenical Considerations on Jewish-Christian Dialogue" in The Theology of the Churches and the Jewish People, World Council of Churches Publication 1988, pp.40- 41]
   
    КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Хотя иудейские власти, с их приверженцами, требовали смерти Христа (см. Ин.19:6), однако, то, что было сделано во время страстей Его, не может быть вменено всем без различия Иуде- ям жившим в то время, ни Иудеям нашего времени. Хотя Церковь и есть новый народ Божий, однако. Иудеи не должны быть представлены ни отверженными Богом, ни проклятыми, как будто бы это вытекало из Священного Писания. Поэтому все должны стараться, в преподавании катехизиса и в проповеди слова Божия, не учить ничему, что не сообразно истине Евангелия и духу Христову.
    Кроме того. Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях анти- семитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против Иудеев.
    ["Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям", Nostra Aetate. 28 октября 1965]