=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ПРАВОСЛАВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ    Развитие диалога между православными христианами и иудеями-ортодоксами составило бы значительное достижение на пути к будущим иудейско-христианским отношениям. Хотя этот диалог уже имеет место (в частности, проводятся совместные конференции), пока можно говорить только о раннем его этапе. Ив Дюбуа, в своей еще неопубликованной статье, дает откровенную и честную оценку отношениям православных христиан и орто- доксальных иудеев. Православный священник, настоятель прихода в Бате (Англия), Ив Дюбуа является активным участником диалога. Он признает, что православное богослужение включает откровенно антииудейские элементы, и четко разделяет те позитивных и негативные моменты, которые несет в себе православная теология:
    В субботу и праздники в Православной Церкви служатся две основные службы. Литургический день начинается с вечера, и тогда же совершается первая служба, Всенощная. В ней отражены соответствующие библейские темы, а также основные богословские положения Церкви об этом празднике. На следующее утро совершается Божественная Евхаристия, эсхатологическая обедня Царства Божьего. Всенощная, не только по про- тяженности, но и по содержанию, из всех христианских служб в наибольшей степени соответствует синагогальной службе. Само собой разумеется, что общая любовь к богослужению, понимаемому как " leitaurgia" (греческий перевод еврейского "авода"), т.е. как ответственное и самоотверженное служение Богу, общность многих религиозных установок и символов должны способствовать развитию диалога, дружескому взаимопониманию иудеев и православных. Сегодня я с болью осознаю, с какими трудностями нам приходится сталкиваться. Я приведу только один абзац из богослужебного текста, читаемого в праздник Сретения Господня:
    Ветхий деньми, иже закон древле в Синаи дав Моисею, днесь Младенец видится и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится, и старцу дается. Прием же Сего Симеон праведный и, обещаний, сбытие видев совершаемое, радостно вопияше: видеша очи мои еже от века таинство сокровенное, напоследок дний сих являшееся, свет разоряя неверных языков омрачение и славу дая новоизбранному Израилю; томже отпусти раба Твоего от соуз сея плоти к нестареемому и чудному некончаемому животу, подая мирови велию милость.
    В этом коротком тексте мы обнаружим весь набор элементов, позитивных и негативных, характеризующих нынешние отношения Православной Церкви с иудаизмом. Глубоким почитанием окружены Моисей, Тора, Синай, Иерусалимский храм. Выражается уверенность в том, что язычество окружающих народов должно уступить место свету библейского Откровения. Сирийское происхождение нашей литургической традиции неоспоримо свидетельствует о ее семитских корнях. Человеческое и религиозное признание иудаизма получило здесь воплощение лучше, чем в какой-либо иной христианской традиции.
    Далее, Православная Церковь осознает себя носителем живого Предания, которое открыто новому, но строго отстаивает преемственность в вере и жизни. В силу этого мы стремимся к диалогу с еврейским народом и желаем примирения с иудаизмом, — в то же время оставаясь христианами, веруя в Троицу, в божественную, равно как и человеческую природу Иисуса. Мы не можем достичь полной гармонии в отношениях с иудейской общиной только лишь осудив устные оскорбления, которым подвергался иудаизм, и физическое насилие, которому подвергался еврейский народ. Сама природа нашей веры предполагает неизбежное напряжение в отношениях с иудаизмом и иудейской общиной. Мы должны научиться хранить верность своему Преданию, в то же время не используя его в качестве аргумента против иудаизма и иудейской общины.
    В настоящее время Православная Церковь, как и другие религиозные структуры, стала предпринимать усилия, чтобы избежать осуждения или проявлений агрессивности по отношению к людям, чья вера отлична от нашей. Не все еще в нашей Церкви осознали, что отказ от нападок на иудаизм есть проявление высшего нравственного долга. К счастью, в обеих общинах можно найти людей, которые убеждены: если мы верим, что Бог таинственным образом допускает оба пути веры, жизни и богослужения — христианский и иудейский, — то глубокое уважение и дружба вполне достижимы между нами.
    Однако, только что процитированный литургический отрывок имеет еще одну особенность, которая ставит перед нами наиболее трудную проблему. Библейские тексты подгоняются здесь таким образом, чтобы показать: Бог сделал ненужными иудаизм и иудейскую общину, заменив Израиль на нееврейскую Церковь. В результате, говоря словами Нанка Димиттиса, "свет язычникам и слава народа Твоего" меняется на "свет языческой темноты, лишенной веры и славы Твоего вновь избранного Израиля". Среди православных христиан идея Церкви как Нового Израиля, истинного наследника всех Божьих обетовании, данных через пророков, широко распространена и не подвергается сомнению. Точно так же, лет двадцать пять — тридцать назад, в ней не сомневались и христиане других конфессий.
    Идея о том, что Бог дал обещания Израилю, а потом на место израильского народа поставил христианскую Церковь из язычников, является и теологически, и нравственно несостоятельной. Нравственно несостоятельна она потому, что ставит под вопрос честность и верность Бога. С теологической точки зрения, учение, получившее в наши дни название "вытеснения" (Израиль "вытесняется" Церковью), несостоятельно, поскольку подвергает сомнению постоянство Бога. Оно также противоречит некоторым евангельским текстам, например. Песни Захарии (Лк. 1:68-75): "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего. Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей". Из этого текста со всей очевидностью вытекает, что если мы, христиане, хотим сохранить верность собственному Евангелию, то мы не должны действовать разрушительно по отношению как к иудейской общине, так и к иудейской вере.
    В связи с этим Православная Церковь должна поставить перед собой серьезные вопросы. Недостаточно того, что отдельные приходы и монастыри в Западной и Восточной Европе вносят изменения в те литургические тексты, которые имеют антииудейскую направленность или составлены в духе учения "вытеснения", чтобы потом иметь возможность использовать отредактированные тексты в собственных богослужениях. Должна быть подвергнута сомнению и исключена из жизни Православной Церкви сама концепция "вытеснения". В недавние годы это уже произошло в жизни Римско- Католической, Англиканской и протестантских Церквей. К примеру, в Римско-Католической Церкви, несмотря на всю неоднозначность Декларации об отношении к нехристианским религиям (Nostra Aetate), документа П Ватиканского Собора, из богослужебных текстов были изъяты места, в наибольшей степени проникнутые антииудейским пафосом и духом "замещения". Часть православных христиан надеются увидеть такие же литургические изменения и у себя в Церкви, однако пока мало что сделано в этом направлении. Отказаться от антииудаизма в богослужебных текстах особенно важно потому, что в нашей Церкви имеет место антисемитизм.
    [Father Yves Dubois, "Recent Developments in the Liturgical life of the Orthodox Church", unpublished paper]