=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕННОЙ ВЕРОТЕРПИМОСТИ    До IV в. Церковь считала практику иудаизма "богопротивной", но при этом христианская теология декларировала принцип ограниченной веротерпимости по отношению к иудаизму. Подобную двойственность породило само церковное учение об иудаизме: с одной стороны. Церковь насаждала теологию "презренного" иудаизма; с другой стороны, глубоким уважением пользовалась иудейская религиозная традиция, из которой выросло христианство. Церковь желала сохранения еврейским народом его идентичности, в силу двух причин: во-первых, христиане верили, что, будучи избранным народом, евреи находились под покровительством Бога; во-вторых, евреям отводилась важная роль в окончательном спасении человечества. В результате сама идея насаж- дения христианства среди иудеев отличалась внутренней противоречивостью. С одной стороны, задача обращения иудеев составляла важную часть христианской миссии. С другой стороны, если бы миссия среди иудеев завершилась прежде, чем все язычники вошли в Царство Божье (см, Рим.9-11), то был бы нарушен Божественный план спасения. Церковь до сих пор не разрешила в полной мере это противоречие.
   Имелась и еще одна причина для сохранения относительной веротерпимости к иудеям, на которую указывал в V в. бл.Авгус- тин. Развивая миф о Вечном Жиде, Августин доказывал; хотя иудеи заслуживают смерти за убийство Христа, им была оставлена жизнь — для того, чтобы самим своим существованием они свидетельствовали об истинности христианства. Евреи продолжают жить, показывая всему миру, что значит отвергнуть Христа и навлечь на себя гнев Божий. Неся вину за смерть Христа, евреи должны вечно странствовать по земле, нигде не находя себе постоянного пристанища. Они отмечены печатью Каина, наказанного вечным изгнанием за убийство своего брата Авеля. Евреев не следует убивать, но они должны влачить самую жалкую жизнь и находиться под гнетом других народов. Как заметил Моисей Мендельсон, "если бы не эта восхитительная мысль, нас бы давно уничтожили".
   Монах-августинец Лютер ,1483-1546, также поначалу настаивал на терпимости по отношению к евреям. Но даже эта, весьма ограниченная, терпимость Лютера быстро испарилась, как только он обнаружил, что его надежды на обращение иудеев в христианство не оправдываются. В сравнении с Августином, он проявлял гораздо большую жесткость, — разве что оставляя евреям возможность креститься. Но перед смертью Лютер отказался даже от столь узкого понимания веротерпимости, о чем свидетельствует его заявление:
   "если они (иудеи) откажутся от своего богохульства, то нам надлежит с радостью простить их; если же нет, то мы не должны оставлять их в живых".
   Идея Лютера имела катастрофические последствия для евреев двадцатого века; Гитлер ссылался на нее, оправдывая геноцид европейского еврейства.
   Ограниченная веротерпимость, провозглашавшаяся бл. Августином и Лютером, в целом не соответствовала христианской теологии иудаизма. Тем не менее, в течение определенных исторических периодов принцип ограниченной веротерпимости обеспечивал евреям некоторую защиту — хотя, как многие отмечают, она не защитила их от гитлеровского "окончательного решения". Уже после основания государства Израиль в 1948 г. Церковь окончательно отказалась от учения, согласно которому евреи прокляты Богом и обречены на вечные скитания.