=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Пишите! MD

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:

    НАЗНАЧЕНИЕ ХРЕСТОМАТИИ

    Задача хрестоматии — ознакомить читателя с основными темами и направлениями христианско-иудейского диалога за последние пятьдесят лет. В книге впервые собраны важнейшие тексты, отражающие широкий спектр взглядов христианских и еврейских авторов, принадлежащих к ортодоксальному, реформистскому и либеральному течениям в каждой из религий. Материал разбит на главы, в соответствии с тематическим принципом, и освещает самые разные вопросы иудейско-христианского диалога. Содержание каждой главы представляет собой ценный источник для исследователей и читателей, желающих получить представления о главных проблемах и тенденциях, которые обнаруживаются в ходе диалога.

    В хрестоматии приведены выдержки из основных трудов по этой теме и официальных документов, увидевших свет за последние пятьдесят лет; таким образом, они опубликованы уже после Холокоста. Я сознательно пошла на это ограничение: хотя диалог начался до Холокоста, как и деятельность Британского Совета христиан и иудеев, основанного в 1942 году, именно благодаря Холокосту отношение христиан к иудаизму претерпело кардинальные изменения. Поэтому я решила использовать материалы, увидевшие свет в течение последних пятидесяти лет. Кроме того, я не сочла целесообразным освещать в одной небольшой книге всю двухтысячелетнюю историю иудейско-христианских отношений, равно как и включать в хрестоматию соответствующие тексты из Св. Писания: исключением является 7-ая глава, где изучение Св. Писания рассматривается в качестве составного элемента диалога. Необходимо отметить, что вошедшие в книгу материалы воспроизведены в том виде, в котором они представлены в источниках (разве что опущены авторские примечания).

    В отборе материалов для хрестоматии я руководствовалась двойным критерием: во-первых, они должны дать читателю ясное представление о современной проблематике иудейско- христианского диалога; во-вторых, они должны быть самодостаточными и не нуждаться в дополнительных разъяснениях. Авторы всех материалов принимали или принимают участие в диалоге. Различия в их взглядах отражают многообразие иудаизма и христианства: ни одна из этих религиозных традиций не является чем-то монолитным.

    Предваряя знакомство читателя с хрестоматией, кратко охарактеризуем содержание каждой из ее глав, после чего в самом общем виде рассмотрим историю иудейско-христианских отношений.

    В материалах, представленных во 2-ой главе хрестоматии, анализируется возможная зависимость между многовековым антииудейским учением Церкви и возникновением секулярного антисемитизма. Кроме того, здесь рассматривается взаимосвязь между церковным учением и событиями Холокоста. Большинство участвующих в диалоге иудеев и христиан признают, что политика Гитлера не имела бы успеха, если бы ее фундаментом не послужили многовековые обвинения и гонения, которым подвергались евреи со стороны христианской Церкви. Из материалов этой главы также становится ясно, насколько значительные изменения претерпело церковное учение в нашем веке. В 1965 году Католическая Церковь сняла с иудеев обвинения в "богоубийстве": ранее считалось, что совершив убийство Иисуса, иудеи убили самого Бога. Идею "богоубийства" отвергли Все- мирный Совет Церквей, Англиканская Церковь, а также ряд некоторых нонконформистских христианских деноминации — читатель имеет возможность ознакомиться с соответствующими документами.

    В 3-ей главе исследуется предполагаемая связь церковного учения с Холокостом, после чего рассматривается теологическое значение Холокоста. На диалог не могли не повлиять события, получившие название "кошмара нашего времени". Эти чудовищные события имели глубокий смысл, постичь который стремились и иудеи, и христиане. Перед многими из них вновь встал вопрос о Боге. Почему Бог не вмешался в происходящее? На этот счет существуют различные концепции — от радикальной "теологии смерти" Бога до защиты традиционных представлений о всемогущем и любящем Боге. Но еще более мучительным, как отметили двое из авторов, является вопрос: "Где был человек?"

    В 4-ой главе анализируется трудная проблема, касающаяся миссионерской деятельности. Основным камнем преткновения в диалоге был, да порой и остается, страх евреев перед христианским миссионерством. Часто христианскими участниками диалога движет именно миссионерское рвение, — и это не удивительно, если вспомнить о многовековой миссии христиан среди иудеев. В процессе диалога многие иудеи и все большее число христиан начинают осознавать, что всякая попытка обратить "другого" в свою веру подрывает взаимное доверие и ставит под угрозу сам диалог. В главе исследуется, как понимают современные иудеи и христиане цель своей миссии и религиозного свидетельства. Специальной подборкой представлена точка зрения участвующих в диалоге евангельских христиан: они по-прежнему видят свое призвание в евангелизации всех народов. Здесь же приводятся мнения иудеев относительно миссионерской активности христиан; изменившаяся позиция Церкви нашла свое отражение в некоторых официальных до- кументах, вошедших в хрестоматию.

    Не менее острой и волнующей остается тема Израиля, 5-ая глава посвящена отношению евреев и христиан к земле Израиля. Читатель сразу обнаружит, что обе стороны придержива- ются различных взглядов: для евреев принадлежность к Земле составляет необходимый элемент самоидентификации и возможности выжить в пост-холокостовском мире. Этот подход отличается большей приземленностью, практичностью. Что же касается христианского подхода, то он более теологизирован и скорее ориентирован на духовное значение Земли — наиболее ярко об этом свидетельствует идея будущего Небесного Иерусалима. Хотя отмечается серьезность исторических и политических аспектов нынешней ситуации, основное внимание уделяется религиозному значению Израиля. Среди авторов представленных материалов — иудеи и христиане, живущие в Израиле.

    В 6-ой главе излагаются иудейские и христианские взгляды на "иудейство" Иисуса. Сам факт обсуждения ключевой фигуры, разделяющей две веры, — если принять во внимание долгую историю гонений во имя Иисуса — есть поистине замечательное достижение. Среди материалов главы, посвященных Иисусу-иудею — запись диалога между иудеем-ортодоксом Пинхасом Лапидом и ученым-новозаветником Ульрихом Лутцем. Очевидно, что несмотря на растущее согласие в вопросе об историческом Иисусе, огромную проблему по-прежнему представляет Христос веры. Является ли Иисус только пророком, или же чем-то большим? Что значит Иисус для иудеев и христиан, если значит вообще? Иудеи могут принять Иисуса истории, но не Христа веры — и некоторые христиане отводят важное место иудейскому "нет" в своей теологии.

    В 7-ой главе читатель познакомится с методами и достижениями совместного изучения Св.Писания. При этом приходится признать, что нередко подходы христиан и иудеев к тексту Писания отличаются. В процессе диалога достигается более глубокое понимание отличий, и, вместе с тем, возможность совместных исследований. К примеру, читатель познакомится с иудейским прочтением молитвы Господней, христианским прочтением послания Иакова, христианской и иудейской интерпретациями события, происшедшего с Иаковом у реки Иавок; в главу включено исследование "величайшей Заповеди", осуществленное совместно раввином и священником-доминиканцем.

    8-ая глава посвящена иудейским и христианским концепциям личного спасения и искупления человечества. Эта тема является общей для обеих религий. Иудеи полагают, что в грядущем мире будет уготовано место праведникам всех народов. Согласно традиционной христианской точке зрения, мир спасся через Иисуса; однако материалы главы доказывают существование различий во взглядах христиан на спасение.

    В 9-ой главе исследуется сравнительно новая и пока еще неразработанная область христианско-иудейского диалога — об особой роли женщины в религиозной общине. Материалы главы посвящены двум основным темам: положению женщины в иудаизме и христианстве, а также проблеме антииудаизма, который в значительной мере присущ христианской феминистской теологии. Заключительный материал главы содержит размышления о двух библейских героинях, Рахили и Марии, и показывает, что в библейских персонажах отражен общий для всех женщин опыт.

    В отличие от предыдущих глав, 10-ая глава основное внимание уделяет скорее практическим, а не теоретическим аспектам диалога. В ней рассматриваются проблемы социальной ответственности, роль обеих религий в их совместном свидетельстве, значение теологии освобождения, возможность построения абсолютной этики. Специально написанная для этой книги заключительная часть главы указывает на ряд основных достижений иудейско-христианского диалога за последние десятилетия.

    В последней, 11-ой главе, я излагаю собственные взгляды на развитие иудейско- христианского диалога. Здесь очерчены некоторые очень важные проблемы, еще не получившие своего решения, и предложен ряд возможных будущих направлений диалога. Последовательность рассмотренных в главе вопросов соответствует общей тематической структуре хрестоматии.

    Благодаря хрестоматии, многие иудеи и христиане имеют возможность без труда ознакомиться с самой разнообразной проблематикой, затронутой в ходе диалога. В процессе чтения книги перед ними со всей остротой встанут многочисленные вопросы:

    "Не есть ли угнетенное положение женщины результат иудейско-христианской традиции?", "Следует ли христианам, в свете Шоа, продолжать попытки обращения евреев?" "В чем смысл веры в Бога, не предпринявшего ничего, чтобы спасти евреев от газовых камер?" Таким образом, включенные в хрестоматию тексты помогут христианам и иудеям вновь задуматься о своей вере.

    Будем также надеяться, что хрестоматия даст новый толчок диалогу. Группы, состоящие из иудеев и христиан, могли бы собираться, например, раз в неделю, для совместного изучения и обсуждения конкретных тем, рассмотренных в книге, различных точек зрения на тот или иной вопрос. Раввины и священники, при желании, могли бы использовать материалы хрестоматии в проповедях или для занятий с верующими.

    Хрестоматия будет полезна преподавателям, читающим курсы иудаизма и иудейско- христианских отношений. Особую ценность она может иметь для преподавателей Св.Писания, для подготовки лекций на тему "теодицея в XX в". Материалы хрестоматии вводят читателя в динамичный мир современных иудейских и христианских общин, с их внутрирелигиозной полемикой и актуальными проблемами. В процессе подготовки уроков и лекций преподаватели смогут обращаться непосредственно к источникам, собранным в одной книге, а учащимся знакомство с материалами хрестоматии поможет избавиться от многих ложных представлений.


Hosted by uCoz