В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ |
Эмиграция – официальная альтернатива ассимиляции эпохи правления императора Александра III. Палестинофильство, духовный сионизм, политический сионизм и его отличие от палестинофильства, территориализм, автономизм, социализм.
Политику Александра III по отношению к евреям можно охарактеризовать как возврат к ассимиляционной политике первой половины 19 века. Однако были и свои ньюансы.
В апреле 1882 года, сразу после одного из наиболее страшных погромов в Балте в Петербурге собрались представители еврейских общин России на свой съезд с целью определить свою политику на будущее: провозгласить общий исход из России или продолжить борьбу за равноправие.
Правительство предложило участникам съезда обсудить вопрос, каким образом “разредить еврейское население в черте его оседлости, имея в виду, что во внутренние губернии России евреи допущены не будут”. Иными словами, власти предложили евреям новую альтернативу ассимиляции – эмиграцию.
На встрече с С.Поляковым, министр внутренних дел Игнатьев разъяснил, что для евреев можно выделить дополнительное место лишь в незаселенных частях Средней Азии, например во вновь завоеванном оазисе Ахал-Теке: “Евреи развили бы в Азии торговлю и промышленность и могли бы служить противовесом Англии”. “Евреи от нас не уйдут, - говорил Игнатьев.- Вот и выселившиеся в Палестину и Америку распевают, как говорят, “Вниз по матушке, по Волге”. В Палестине они сослужат нам еще большую службу, помогут нам добыть ключи от горба Господня”.
Т.о. ассимиляция или эмиграция – вот был лозунг правления Александра III.
Подобное положение вещей вызвало шок в еврейском обществе. Ведь не только правительство, но и само общество отталкивало евреев, которые уже были готовы слиться с окружающей их социальной средой.
Фактически среди евреев произошел раскол. Часть высказалась за немедленную эмиграцию, но часть продолжала требовать равноправия внутри страны. Внутри этих двух частей также возникло несколько политических направлений.
В 90-х гг. 19 века в еврейском мире России сформировался целый ряд политических течений, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1) Палестинофильство, плавно переросшее в политический сионизм.
2) Духовный сионизм
3) Территориализм.
4) Автономизм.
5) Социализм.
Палестинофильство.
В к. 80-нач. 90-х гг. в черте оседлости появились еврейские семьи, высланные из внутренних губерний за незаконное проживание там. Они возвращались в места приписки, где отсутствовали десятки лет. У них не было ни жилья, ни работы. Они стали первыми массовыми эмигрантами из России. За ними последовали и другие, разочаровавшиеся в перспективах жизни в России.
Уже в 1881 г. в пограничном городе Броды, в Галиции, скопились тысячи переселенцев, у которых не было денег не только на дорогу, но и на еду. В том году из России в Америку переехало около 8 000 евреев, но это было только начало.
В городах и местечках черты появились всевозможные кружки прод разными названиями, которые ставили своей целью организацию массового выезда евреев из России. Кто-то агитировал за Америку, кто-то – за Палестину, были предложения выехать в Австралию и в Южную Африку.
В том же 1881 г. одесский писатель Моше Лилиенблюм опубликовал в журнале “Рассвет” свою нашумевшую статью “Общееврейский вопрос и Палестина”. Тезисы:
Евреи – инородный элемент во всех странах рассеяния и в массе своей не сливаются с коренным населением; их терпят лишь до тех пор,пока это выгодно народу-хозяину, а при малейшей конкуренции стремятся от них избавиться – в этом и лежит корень всех страданий”.
Религиозный мотив преследований евреев постепенно меняется на экономический и национально-этнический.
Общенациональная задача – использовать исход из России для освоения Палестины как исторической родины евреев.
Не было даже краткого периода в истории, когда евреи не присутствовали в Эрец-Исраэль. Всегда оставались небольшие общины и группы вновь прибывших, которые проживали на этой территории. Известны и факты переселения евреев из других стран, относящихся к средним векам.
Например, в 1211 в Палестину прибыли 300 раввинов из Франции, на рубеже 15-16 вв – изгнанники из Испании и Португалии, в 1648 г. – беженцы с Украины, бежавшие от погромов Богдана Хмельницкого, в 1747-77 гг. – евреи из России и Польши. Беспрерывно продолжалась индивидуальная алия.
Евреи всегда ждали прихода Мессии, после которого они должны были переселиться в Израиль.
Теоретики раннего палестинофильства – М. Ноах (СШАЮ нач. 19 в.), Ц. Калишер, раввин прусского города Торн (ныне Торунь в Польше), Алкалай – Австро-Венгрия, еврейский религиозный мыслитель и пр.
Однако эти попытки практического палестинофильства никогда не заканчивались успехом.
Огромную роль в том, чтобы палестинофильское движение набрало силу, сыграл одесский врач Лев Пинскер, который в 1882 г. выпустил в Берлине брошюру под названием “Автоэмансипация. Призыв русского еврея к соплеменникам”.
Пинскер определил юдофобию как неизлечимое и наследственное заболевание народов. Этот народный психоз – “разновидность боязни привидений” – порождает мистический страх перед призраком еврейства… “Надо быть слепым, чтобы не видеть, что евреи – “избранный народ” для всеобщей ненависти. Пусть народы расходятся в своих стремлениях и инстинктах – в своей ненависти к евреям они притягивают друг другу руки; в этом и единственном пункте они все согласны…”
Поставив диагноз болезни, Пинскер предложил свои методы лечения: гражданского и политического равноправия недостаточно, .. ассимиляция тоже невозможна, - остается лишь “самопомощь”, самоосвобождение (автоэмансипация, а не эмансипация, дарованная власть имущими), чтобы совместными усилиями создать единый национальный центр, .. который был бы нашей собственностью”.
Сначала Пинскер считал, что для этого вполне сгодится любая территория в Америке, в азиатской Турции или в Палестине, но вскоре перешел на сторону палестинофилов.
Большинство раввинов отвергли палестинофильскую идею, поскольку верили, что лишь Мессия освободит Иерусалим и соберет всех евреев на Святой Земле. И лишь один из них – раввин Могилевер основал в Варшаве кружок “Бней Цион” - для заселения и освоения Эрец-Исраэль. Следом за ним появились аналогичные кружки в других городах, которые позже объединились в общество “Хиббат Цион” (любовь к Сиону).
К тому времени еврейское население Палестины насчитывало примерно 25 000 человек, из них 12 000 жили в Иерусалиме, составляя половину населения города. 4 000 евреев жило в Цфате, 2 500 – в Тверии, 1 000 – в Яффе, 800 – в Хевроне, 300 – в Хайфе. В основном это были ремесленники и люди без профессий, а также учащиеся йешив и старики. Приехавшие умереть на Святой Земле.
По сути палестинофильство являлось движением за практическое освоение Палестины. Метод был примерно один: покупка земель на собранные общинами в России или западными меценатами средства и освоения их. Многие не выдерживали условий и уезжали обратно, многие погибли от от тропической лихорадки в болотах и пр. (билуйцы).
В 1884 г. в г. Катовицы (тогда – Пруссия, сейчас – Польша) проходил съезд палестинофилов: из России приехало 22 делегата, еще 10 прибыло из Германии, Англии, Франции и Румынии, причем 4 из них было российского происхождения. Раввина Могилевера избрали почетным председателем съезда.
На съезде было создано “Общество для поощрения земледелия среди евреев и колонизации Палестины им. Монтефиоре” (впоследствии его переименовали в “Хиббат Цион”). Общество объединило кружки палестинофилов разных стран. Первым председателем общества стал Л. Пинскер.
Однако, заселение Палестины не входило ни в какое сравнение с эмиграцией в США. Уже летом 1891 г. в нью-йоркском порту высаживалось ежемесячно до десяти тысяч российских евреев, которые в большинстве своем и оседали в Нью-Йорке. Второй страной эмиграции была Англия., затем шла Германия и др. страны, даже Конго.
Осенью 1891 г. в России было зарегистрировано Еврейское Колонизационное Общество (ЕКО), созданное на деньги барона Гирша из Франции. Общество купило участки земли в Аргентине и спонсировало переселение российских евреев в Аргентину. На сегодняшний день все еврейские поселения того времени перестали существовать. После смерти Гирша ЕКО помогало русским евреям выехать в другие страны, прежде всего в Америку, но также и в Палестину.
В его деятельности самое активное участие приняло российское правительство, которое зарегистрировало общество с условием, что лица, выезжающие из России по линии ЕКО, покидают ее насовсем.
Правительство выдавало бесплатные загранпаспорта и визы, а также продавало эмигрантам льготные билеты на поезда из России.
Палестинофильство почти сразу стало испытывать трудности, связанные с материальными затратами, арабскими набегами, а также с отсутствием политической поддержки поселенческому движению со стороны европейских держав и Турции. Постепенно палестинофильское движение стало испытывать кризис.
Ответ на вопрос “что делать?” попытался дать некий Ашер Гинцберг из Одессы: в 1889 г. он напечатал в еврейской газете статью “Не тем путем”. Это была первая его литературная работа, в которой он подписался псевдонимом Ахад Гаам (один из народа).
Он утверждал, что недостаточно и преждевременно провозглашать заселение Эрец-Исраэль: без предварительной духовной подготовки реальное возрождение нации невозможно. Палестина не сможет в ближайшем будущем решить материальные проблемы евреев, но она может и должна стать их духовным центром.
В 1889 г. Ахад Гаам основал орден “Бней Моше”.
Однако истинный прорыв был совершен тогда, когда эта идея стала актуальной для Западной Европы.
1894 год – дело А. Дрейфуса.
Теодор Герцль – ассимилированный еврей из Будапешта, популярный журналист ряда венской газеты “Нойе фрайе прессе” в Париже. “Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса” (“Еврейский вопрос … невозможно разрешить эмиграцией евреев из одной страны рассеяния в другую, но лишь созданием независимого еврейского государства… Это будет организованный исход евреев Европы в свое государство, в соответствии с Хартией великих держав, которые признают их право на поселение и предоставят международные гарантии”.) Т.е. практическому заселению Эрец-Исраэль, предлагавшемуся палестинофилами Герцль противопоставил политическую борьбу за создание независимого еврейского государства, т.е. политический сионизм. (Политический сионизм – движение, ставящее своей целью создание еврейского государства в Палестине).
При этом Герцль говорил, что если бы был ранее знаком с работой Пинскера, он не написал бы свое “Еврейское государство”.
1897 г. I Сионистский конгресс в Базеле (мюнхенская община тказалась): 204 делегата из 19 стран (66 делегатов, т.е. 1/3, была из России).
Герцль: “Сионизм стремится к созданию в Палестине обеспеченного публичным правом убежища для еврейского народа”.
На конгрессе была создана Сионистская организация, членом которой мог стать всякий, кто платил ежегодный взнос в размере “не менее одного шекеля, что соответствовало примерно 40 коп. или 1 герм. Марке.
Отношение к сионизму в России – сначала благожелательное (выезд евреев приветствовался), затем – полный запрет(1903г.), поскольку, как было сказано в секретном циркуляре МВД было сказано, что сионистские общества “отодвинули в область далекого будущего” главную цель … и направили свою деятельность на развитие и укрепление национальной еврейской идеи … Направление это, будучи враждебно ассимиляции евреев с другими народностями.., противоречит началам русской государственной идеи, и потому не может быть терпимо”.
Территориализм.
Уганда – британское предложение 1903 г. (новая волна погромов в России).
1903 г. – 6-ой Сионистский конгресс.Было принято решение о колонизации Уганды в качестве промежуточной станции на пути в Палестину.
Хотя основная причина, заставившая большинство членов конгресса, в т.ч. Герцля (с преимуществом 18 голосов), проголосовать за это предложение, было положение евреев в России, российская делегация проголосовала против, чем повергла в изумление делегатов из Западной Европы.
Герцль умер в 1904 г., 7 конгресс отверг план Уганды, однако часть членов Всемирной Сионистской Организации не согласилось с этим и вышла из нее, создав Еврейское территориальное общество.
Автономизм – основной антипод сионизму.
“Рассвет”, 1881 г.: “Евреи должны жить в России, ибо Россия – их отечество, земля русская – и их земля, небо России – и их небо, еврейский вопрос – это русский вопрос”.
Главным идеологом автономизма был историк С.Дубнов, который изложил свою теорию в 1897 – 1902 гг. в ряде статей в журнале “Восход” и др.
В окончательной форме она была сформулирована им в 1907 г. в книге “Письма о старом и новом еврействе”.
Дубнов считал, что форма организации еврейского народа является “высшей формой культурно-исторической индивидуализации”.
Евреи являются неистребимой нацией, поскольку их существование основано на автономной организации, на самоуправлении еврейских общин во всех странах. Отсюда основная формула автономизма: “евреи во всякой стране, принимая активное участие в ее гражданской и политической жизни, пользуются всеми правами, присвоенными ее гражданам”…
Отношение к странам проживания: любовь к стране постоянна, любовь к гоям, т.е. к нееврейским окружающим народам – переменна и зависит от отношения этих народов к евреям. “Если государство попирает мои человеческие, гражданские и национальные права, я не могу его любить: я должен бороться против его деспотического режима, или бросить страну, эмигрировать”. Крах автономизма после Катастрофы.
Влияние социалистических учений на развитие сионизма и автономизма:
Социалистические учения были весьма модными в еврейской среде, особенно после погромов 80-х гг. Многие евреи были склонны считать, что главным виновником трагедии было самодержавие, а народовластие приведет ко всеобщей гармонии. При этом увлечение социалистическими идеями не мешало многим из них стоять на национальных еврейских позициях – сионизме, территориализме или автономизме. Одни считали, что социализм евреи должны строить в еврейском государстве, другие – что социализм должен подразумевать национально-культурную автономию для евреев в рамках любых государственных образований, а также должен иметь для евреев свою специфику, например, еврейские рабочие должны иметь свои столовые с кошерной пищей, должны иметь выходной по субботам и еврейским праздникам и пр.
Сионизм.
Первым сионистом-социалистом был Нахман Сыркин, опубликовавший в 1898 г. статью “Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство”, где доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет “основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности” (социалистический утопизм). С. Борохов, другой теоретик социалистического сионизма, пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистской теории. Он считал, что в результате переселения в Эрец-Исраэль возникнут предпосылки для развития классовой борьбы в Палестине, итогом которой станет возникновение независимого социалистического еврейского государства. Этими идеями руководствовалось большинство российских сионистов-социалистов, вошедших в 1899 г. в сионистскую партию социалистического типа “Поалей Цион”.
Кратко концепцию социалистов-сионистов ПЦ можно охарактеризовать следующим образом: еврейский пролетариат, разделяя судьбу мирового пролетариата, сталкивается, тем не менее, с особыми, специфическими проблемами, которые могут быть решены только путем сосредоточения еврейского рабочего класса в Эрец-Исраэль.
Тем не менее, в 1903-1905 гг. часть членов ПЦ придерживались и территориалистических взглядов. В 1904 г. на 7 конгрессе ВСО, который отверг план Уганды, многие из них во главе с Н.Сыркиным покинули ряды этой организации, однако потом вернулись. В ВСО большинство было представителей социалистического крыла, которое пользовалось наибольшим влиянием и которое через десятки лет вылилось в создание Рабочей партии Израиля, находившейся у власти без перерыва до 1977 г.
Активнейшим образом социалистические течения проникли и в среду автономистов. Во главе еврейского рабочего движения России встали бывшие народники, осознавшие необходимость своей работы среди евреейских низов, а не среди русских крестьян, но были и марксисты, хотя еврейский социализм так и не смог стать чисто марксистским движением.
Организованное еврейское рабочее движение началось в к. 80-х гг. 19 в. в местах крупных скоплений рабочих: в ремесленных мастерских и на фабриках Вильно и Минска, Белостока, Варшавы, Лодзи. Первая еврейская “рабочая касса” – подобие профсоюза – возникла в Вильно в 1887 г. С 1897 по 1900 г. еврейские рабочие провели более 300 забастовок с общепролетарскими требованиями. Однако вскоре появились и чисто еврейские требования: ликвидация еврейского бесправия и отмена ограничительных законов. В 1897 г. в Вильно вышла первая газета социалистов-автономистов на идиш “Арбейтер штимме” с социал-демократической направленностью.
Идеологическая платформа социалистического автономизма состояла в следующем: еврейский рабочий класс является составной частью мирового пролетариата, а также движущей силой в борьбе за освобождение евреев России. В то же время у еврейского пролетариата существуют специфические задачи, которые возможно решить только в рамках отдельной политической организации еврейского пролетариата в каждой отдельной стране.
Кстати, будущий лидер меньшевиков Ю.Мартов в 1895 г. сам призвал к созданию “отдельной организации еврейских рабочих”: “Мы не можем ждать, как прежде, что все придет к нам от русского пролетариата…- говорил он на первомайском митинге.- Когда русскому пролетариату придется жертвовать некоторыми из своих требований.., он скорее пожертвувает такими, которые касаются исключительно евреев…”
Мартов вскоре отказался от своих взглядов, но многие уже понимали, что необходима центральная организация для объединения еврейских рабочих, чтобы выдвигать экономические и политические требования, которые не касались рабочих других национальностей.
Так появилась нелегальная социал-демократическая партия марксистского толка под названием “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России”, сокращенно “Бунд”. Его первый съезд прошел в сентябре 1897 г. в Вильно на чердаке старого дома. Инициатором его был некий Аркадий Кремер – “отец Бунда”. Присутствовало 30 делегатов от еврейских социал-демократических групп России и Польши. Они образовали ЦК с местом пребывания в Минске. Органом Бунда стала газета “Арбейтер штимме” ( в нач. 20 в. ее сменила “Дер Бунд”).
Российские социал-демократы с неодобрением восприняли самостоятельную еврейскую партию: всякая национальная борьба в рабочем движении считалась “буржуазной”, поскольку “затмевала классовое самосознание пролетариата”. Раз история движется борьбой классов, значит победившая пролетарская революция разрешит все вопросы неравенства, в том числе и национальный вопрос.
Кроме того, по мнению Ленина и Плеханова, под понятие нации могла подойти только общность людей, говорящих на одном языке и проживающих одной территории. Это ленинское определение нации не могло позволить евреям претендовать в глазах русских социал-демократов на роль нации.
Они считали, что единой еврейской нации не существует, а есть лишь немцы, французы, русские и др. иудейского вероисповедания. Поскольку религия – есть проявление буржуазного сознания, то и проявления влияния иудаизма в рабочей среде есть фактор мелкобуржуазности отдельной части пролетариата, с которым нужно бороться.
После создания Бунда русские социал-демократы писали в своем журнале: “В политическом смысле евреи не представляют собой ничего национального… Они страдают, как известно, не потому, что стесняют их национальную культуру, а оттого, что их не допускают к русской культуре.
Тем не менее, к нач. 20 в. в Бунде было около 20 000 членов.
Представители Бунда участвовали в работе учредительного 1 съезда РСДРП. Кремер стал членом ЦК от Бунда. Бунд вошел в РСДРП на правах автономной организации, подчинялся всем решениям партии и мог действовать самостоятельно только “в вопросах, специально затрагивающих еврейский пролетариат”.
В национальном вопросе Бунд следовал учению Маркса и не желал добиваться национальных прав, чтобы не отвлекать еврейский пролетариат от общеклассовых интересов. Считалось. Что все национальные проблемы снимутся после победы пролетариата в классовой борьбе.
Однако так продолжалось не долго и в 1901 г. один из лидеров Бунда Марк Либер заявил на съезде: “Мы были до сих пор в большей степени космополитами. Мы должны стать национальными. Не следует бояться этого слова. Национальное не значит националистическое”.
Вскоре после этого партия приняла программу национально-культурной автономии.
Национально-культурная автономия подразумевает право отдельного народа самостоятельно решать вопросы, связанные в его национальной культурой и образованием и не затрагивает прав политической, либо экономической автономии.
В 1903 г. на съезде РСДРП в Лондоне бундовцы предложили, чтобы представительство в партии осуществлялось по национальному, а не по территориальному признаку. Они потребовали также признать Бунд “единственным представителем еврейского пролетариата”.
Подавляющее большинство на съезде РСДРП выступили против любых форм национальной обособленности и бундовцы в знак протеста ушли со съезда. Позже Бунд выйдет из РСДРП.
Видные деятели социал-демократии, среди них и евреи обвиняли бундовцев в национализме и сепаратизме, критикуя их утверждение о том, что “понятие национальность применимо к еврейскому народу”.
Довольно много евреев в этот период присоединяются к общероссийскому социал-демократическому движению. Из их числа в дальнейшем вышли такие известные деятели меньшевистской и большевистской партий, как Мартов, Дан, Аксельрод, Троцкий, Свердлов и многие другие.
Встав на точку зрения социал-демократии о том, что еврейской нации не существует, т.к. у евреев, рассеянных по миру нет общего языка и общей территории, они делали логичный вывод, что единственный выход для евреев – ассимиляция.
Т.о. термин социалистический интернационализм применительно к еврейскому вопросу фактически означает форму ассимиляции, следовательно и крайне правые и крайне левые предлагали фактически один и тот же способ решения еврейского вопроса. Но если правые подразумевали сделать это через отказ от иудаизма в пользу христианских конфессий, то левые шли еще дальше, предлагая отказаться добровольно не только от религии, но от самого права еврея называться представителем еврейской нации, что многие евреи добровольно и совершили в тот и последующие периоды.
Однако, если правые предполагали применение репрессивных мер воздействия, то левые в тот период предлагали снять вообще какие-либо ограничения, отделить религию от государства и на деле осуществить всеобщее слияние представителей пролетариата всех наций и народностей. И это было куда более опасно, потому что реально вело к полной ассимиляции этих народов.
Лидер ВСО после смерти Т.Герцля, будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман вспоминал о своих встречах в Швейцарии с лидерами российских социал-демократов: Ленин, Плеханов, Троцкий “с презрением смотрели на любого еврея, которого волновала судьба его народа и воодушевляла еврейская история и традиция. Они не могли понять, как это русский еврей хочет быть евреем, а не русским. Они считали недостойным, интеллектуально отсталым… и аморальным желание еврея посвятить себя решению еврейской проблемы… Когда был создан Бунд.., Плеханов язвительно заметил, что “бундовец – это сионист, который боится, что его укачает во время переезда в Палестину”.
Таковы были основные политические течения в еврейском движении России к.19-нач.20 вв.