В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ |
Тема 5. ВЫРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЕВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА.
( “Еврейские комитет” Александра I, “Положение о евреях” 1804 г. -
причины подготовки и реальный эффект. Роль евреев в победе русских
войск над Наполеоном в Польше и Литве. Политика правительства в отношении
национально-религиозных меньшинств в целом и евреев в отдельности
в нач.19 века. Основные тенденции в “еврейской” политике самодержавия
19 в. Религиозный аспект еврейского вопроса во вторую часть царствования
Александра I. Декабристы и еврейский вопрос. )
Первым вопросом, представленным на рассмотрение Еврейского Комитета 1802 г., было “Мнение” Г. Державина.
Кстати, для обсуждения этого вопроса по настоянию самого автора были приглашены еврейские депутаты. В дальнейшем это стало традицией этого комитета - одни депутаты находились там по приглашению членов комитета, другие - по избранию еврейскими обществами. В частности, Державин пригласил в Комитет Ноту Ноткина.
Однако тон в заседаниях комитета задавал не Державин, который считал себя главным специалистом по еврейскому вопросу в России, а молодые друзья императора Александра, что вскоре заставило поэта уйти в отставку. Поэтому “Положение о евреях”, ставшее результатом двухлетней работы Комитета, готовилось уже без него, но, безусловно, под влиянием его труда.
Благие помыслы членов комитета, высказанные ими в начале его деятельности о том, что главным принципом политики по отношению к евреям должно быть “сколь можно менее запрещений, сколь можно более свободы”, т.к. “везде, где правительства мнили приказывать, везде являлись одни только призраки успехов”, были вскоре забыты. Уже в докладе государю в октябре 1804 г. вместе с проектом реформы говорилось о необходимости принять действенные меры для преобразования жизни евреев.
Это преобразование заключалось в том, чтобы направить их деятельность в сторону производительного труда, приобщить их к общей гражданской жизни и общему образованию, “привлечь их ко всем выгодам и уважению, коими пользуются прочие состояния под общим покровительством законов, терпимости и благоустройства.
Казалось бы, типичные лозунги сторонников еврейской Гаскалы, но был один ньюанс, который сводил это “на нет”. Если последователи Мендельсона стремились с одной стороны, привлечь евреев к гражданской, экономической и культурной жизни страны проживания, а с другой - требовали от окружающих народов признать евреев равными себе, допустить их в круги своей жизни, то русское правительство делало в своей политике иной акцент. Доминирующее значение в ней придавалось стремлению обезвредить еврея, “охранить крестьян от его экономического господства” и вообще оградить интересы христианского населения. Поэтому, наряду с важными либеральными изменениями в законодательстве произошли и ухудшения реального положения дел.
“Положение о евреях” 1804 г.
Либерализация | Новые ограничения |
1. Сохранение за евреями свободы вероисповедания и общинного устройства. | 1. Отменено право раввинов налагать отлучение и публичные наказания - результат оговоров хасидов митнагидами и пр. |
2. Предоставление евреям права получать общее образование в начальной школе, гимназиях и университетах на равных условиях (если нет, то евреи обязаны были основать за их счет особые еврейские школы с преподаванием одного из 3 языков - русского, немецкого или польского). | 2. Занимать должности в местном самоуправлении разрешалось только евреям, владеющим одним из трех языков - русским, немецким или польским |
3. Евреям разрешено выходить за черту оседлости, но только фабрикантам, купцам и ремесленникам - им временно разрешалось селиться с семьями во внутренних губерниях и столицах. | 3. В прежнем положении остался вопрос о двойной подати с евреев, введенной Екатериной II. Ее было обещано отменить в будущем, “когда все вообще евреи в земледелии, мануфактурах и купечестве окажут постоянное направление и прилежание”. |
4. Разрешено покупать незаселенную землю, т.е. без крепостных крестьян, но с правом пользоваться трудом наемных работников - христиан (т.о. было положено начало еврейским земледельческим колониям на юге России). | 4. 34 статья - евреям запрещалось брать в аренду различные статьи помещичьего хозяйства. Было установлено, что в течение 3 лет все 60-тысячное сельское еврейское население должно покинуть деревни, уехать в города и местечки или на пустынные земли Новороссии, куда правительство обещало переселить евреев бесплатно. |
5. Евреи освобождались от судебной власти помещика. | 5. В случае желания переменить место жительства, еврей, живущий на земле помещика, должен был получить от него справку, что выполнил перед ним все экономические обязательства - введение элемента крепостничества в отношении евреев. |
Результат -
Весь
положительный эффект от либеральных реформ, касавшихся, прежде всего,
состоятельной части еврейских общин и ремесленников, перечеркивался
34 статьей, обрекавшей значительную часть еврейского населения на
нищету. Нехватка денег у правительства на переселение в Новороссию.
Лишенные крова и пищи, евреи скитались с места на место, появились
эпидемии, усилилась смертность. Одновременно недовольство выражали,
как всегда, и помещики.
Сангедрин Наполеона - собрание нотаблей - “французы иудейского вероисповедания”
- 1806 г. Опасения русских властей, что поголовное выселение евреев
из сел приведет к тому, что еврейское население сплошь начнет симпатизировать
Наполеону (а такие симпатии уже наблюдались среди поляков, которые
рассчитывали, что Польша снова обретет независимость при Наполеоне).
“Необходимо поставить эту нацию в осторожность против намерений французского
правительства”. - Писал А. Чарторыжский. Поэтому в начале 1807 г.
было принято негласное решение не принуждать евреев покидать свои
дома в сельской местности, а 29 декабря 1808 г. император повелел
официально временно приостановить действие 34-ой статьи Положения.
Этому способствовали не только внешнеполитические, но и указанные
внутриполитические причины.
А в феврале 1807 г. генерал-губернаторы западных губерний получили от императора циркуляры с предписанием наблюдать, нет ли каких-либо сношений между евреями и парижским собранием, а также внушать евреям, что парижское собрание нотаблей (Сангедрин) стремится к изменению еврейской религии.
Вместо выселения из деревень правительство по предложению 2 Еврейского Комитета под председательством сенатора Попова представило императору проект высочайшего повеления, которое было принято Александром, о запрещении евреям проживать в 50-верствной пограничной зоне. Причина - контрабанда.
2-ой комитет отменил также элементы крепостного права, созданные Положением 1804 г. - евреи получили право ухода с земель помещика без какой-либо справки от него. Была также отменена двойная подать.
Резкое изменение в отношении русских властей к евреям произошло сразу после Отечественной войны 1812 г.
В ходе войны евреи проявили себя как настоящие патриоты России. Еще лидер хасидов Залман Шнеерсон в 1800 г. представил пророчество о грядущей войне с французами и поражении Наполеона.
Когда началась война еврейские общины полностью встали на сторону России, хотя они и были информированы о либеральных еврейских реформах Бонапарта. Кагалы жертвовали крупные денежные суммы, в синагогах воздавались молитвы во славу русского оружия. Престарелый Залман Шнеерсон убеждал хасидов всячески вредить врагу и сообщать русским войскам все, что им известно о движении французской армии. Ту же позицию занимали и ортодоксы.
Причины неприязненного отношения к Наполеону - “закон страны - закон”, боязнь ереси, которую, как были убеждены еврейские мудрецы, принесут новые западные веяния, может быть расчет, надежда на улучшение своего положения в России в обмен на лояльность.
Евреи были разведчиками у русских передовых частях, где проявляли большое мужество и самоотверженность. Денис Давыдов настолько доверял евреям, что, войдя в Гродно, передал власть в нем кагалу, поскольку не мог доверять полякам, выступившим в подавляющем большинстве на стороне французов.
Евреи выдвинулись и в качестве поставщиков товаров для русской армии - двое из них Диллон и Зонненберг состояли при штаб квартире императора в войсках и император остался ими очень доволен.
Записка Зонненберга - прошение, чтобы евреям была дозволена всякая торговля, откуп и курение вина по всей России, численное равенство евреев с христианами в органах местного самоуправления и пр. Прошение осталось без ответа, однако почти на 5 лет евреев оставили без реформирования их внутренней жизни.
Изменения в мировоззрении Александра после победы над Наполеоном и значительного укрепления своего влияния в Европе - мистицизм, мессианство России и пр.
1817 г. - под патронажем государя и обер-прокурора Святого Синода кн. Голицына, приятеля Александра, создано “Общество израильских христиан” для помощи евреям, обратившимся в одну из христианских конфессий. Им оказывались большие материальные (например, бесплатная передача земельных угодий) льготы.
С целью обратить евреев в христианство были даже допущены в черту оседлости английские миссионеры.
Но все безрезультатно - ни один еврей не вступил в Общество, английские миссионеры также уехали ни с чем.
Более того, на юге России, в Астраханской губернии и Кавказской области, которые были при Александре разрешены для проживания евреев, появились субботники. С 20-х гг. 19 в. под влиянием новых религиозно-мистических взглядов Александра начинается новый этап в реформировании еврейской жизни, имевший целью не только охранить христиан от экономического закабаления евреями, но охранить неприкосновенность религиозных убеждений христиан.
Евреям в 1820 г. было снова запрещено держать в услужении христиан. В 1824 г. было запрещено постоянное жительство в России иностранных евреев. Из черты оседлости в том же году были исключены Астраханская губерния и Кавказская область. В 1825 г. было велено выселять евреев из тех районов, где были обнаружены субботники, а также из соседних уездов. В том же году император утвердил мнение Государственного Совета о запрещении евреям производить торговлю вне черты оседлости, т.к. “ожидать можно стачки у них как с иностранными торговыми домами, так и с купцами великорусских губерний, через что непременно перейдет со временем торговля в их руки, и сами евреи, в виде приказчиков, воспользуются свободой иметь долговременное пребывание внутри государства”.
Однако основные тенденции в еврейской политике самодержавия 19 века были заложены:
1. Ограничение экономического и религиозного влияния евреев на христиан.
2. Содействие отрыву евреев от их стиля жизни посредством внедрения идей просветительства и образования (Гаскалы).
3. Ассимиляция с использованием методов экономического и политического давления с целью поощрения прозелитизма среди евреев.
Методы оставались, как и при Екатерине Великой, различными - от либеральных до репрессивных, что во многом объяснялось личными умонастроениями руководителей государства.
По сути дела правление Александра I ясно указывало на возвращение в русско-еврейские отношения религиозного фактора. Этот фактор весь спектр взаимоотношений евреев и российской власти. Для того чтобы заслужить лояльность от самодержавия евреи должны были, как минимум, разделять те культурные ценности, которые разделяло российское общество и, как максимум, принять христианство, что само по себе вело к уничтожению еврейства в понимании современников 19 века.
Кстати, в вопросе полезности евреев для русского общества Александр I не далеко ушел от декабристов, которые, по сути также не считали евреев своим согражданами, равными природным русским обывателям.
Например, Н. Муравьев, в своем проекте государственного устройства России - “Конституции” - писал, что “евреи могут пользоваться правами граждан в местах, ныне ими заселенных, но свобода им селиться в других местах будет зависеть от особых постановлений Верховного народного веча”.
Другой идеолог революционного движения П. Пестель в своей программе - “Русской Правде” - предлагал полную русификацию всего населения империи. Лишь два народа могли быть освобождены от этого процесса - поляки, которые никогда не ассимилировались бы с русскими в силу восприятия своего положения в России как порабощенного - им следовало дать независимость -, и евреи. Дело в том, что Пестель долго служил на западе и юго-западе России и не понаслышке был знаком с еврейским бытом. Он полагал, что религиозная и культурная обособленность евреев, их подчиненность раввинам и общинная сплоченность превратили этот народ в замкнутое общество, не способное к полной ассимиляции.
По мысли Пестеля, правительству, которое будет создано после восстания, следует обсудить с раввинами и образованными евреями проект ликвидации еврейского “государства в государстве” и состояния враждебности евреев к христианам.
Если же этот проект окажется бесплодным, то евреев терпеть в государстве более не будет смысла, в силу их бесполезности для общества и враждебности по отношению к нему, а потому их следует переселить в незаселенные районы Малой Азии, где им должна быть предоставлена возможность создать свое государство при военном содействии русского правительства (т.е. использовать евреев для дальнейшей внешней экспансии России на Восток).
История доносит до нас сведения о двух евреях, примыкавших к декабристам. Один был непосредственным членом Северного Общества - крещеным евреем Григорием (Гиршем) Перетцем. Он не был чужд еврейской традиции, хорошо знал иврит. Именно по его предложению паролем членов Общества стало ивритское слово “херут” - свобода. Сам Перетц предлагал для заселения евреев и создания еврейского государства Крым.
Вторым евреем был член польского Патриотического национального общества, союзника Южного Общества, врач Плессель, который являлся советником Пестеля по еврейскому вопросу. Он отравился, будучи арестованным по делу декабристов.