В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ |
Определение Холокоста. Объективные и субъективные причины Холокоста в западных областях СССР. Система уничтожения еврейского населения на оккупированных территориях Советского Союза. Евреи и окружающее население оккупированных территорий. Евреи и движение сопротивления. Евреи в Красной армии. Внутренняя политика СССР по отношению к евреям в годы войны. Последствия Холокоста для еврейского населения СССР. Отличия в восприятии Холокоста советскими и зарубежными евреями с точки зрения национальной самоидентификации.
Холокост (катастрофа) европейского еврейства – гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 гг.
Холокост в мировом масштабе прошел четыре этапа.
1. Январь 1933 – август 1939 гг. – затрагивает территорию непосредственно Германии и присоединенных к ней мирным путем территорий до начала 2 мировой войны (Австрия, Судетская область, Богемия и Моравия). На первом этапе нацистами ставилась цель вытеснения евреев из всех сфер общественной и государственной жизни страны с целью их принуждения к эмиграции.
Характерно, что при этом использовались как легитимные (т.е. опирающиеся на существовавшее законодательство), так не легитимные методы воздействия. Так с одной стороны, с 1933 по 1939 гг. в Германии было издано более 15 законодательных и подзаконных актов, на которых строилась вся антиеврейская политика режима (закон «О восстановлении профессионального чиновничества», нюрнбергские законы, восстановление процентной нормы для еврейских студентов и пр.). С другой стороны, широко применялись неправовые методы устрашения – бесчинства штурмовиков в государственных учреждениях, судах и др. учреждениях юстиции, экономический бойкот еврейских товаров (1 апреля 1933 г.), прямые хулиганские нападения на евреев и т.д.
На протяжении первого этапа темпы принятия антиеврейского законодательства в Германии и темпы эскалации антиеврейской политики менялись в зависимости от внутриполитической ситуации и внешней политики страны.
Так, экономические трудности и внутрипартийная борьба в нацистском руководстве в 1934 г. привели к замедлению антиеврейской активности, но с консолидацией режима в 1935 г. (устранение Рэма и пр.) антисемитские мероприятия возобновились.
Еще одно замедление темпов антиеврейского законодательства произошло в 1936 г. когда в Берлине проводились Олимпийские Игры и Германия стремилась упрочить свой международный авторитет. Все это привело к смягчению внутренней политики нацистов в целом, в том числе и в отношении евреев. По мере приближения войны антиеврейские тенденции в германской политике усиливались: 5 .01.38. был принят закон, обязывавший евреев прибавлять к своим именам имя «Израиль», если это мужчина, и имя «Сарра», если это женщина. В апреле 1938 г. была проведена регистрация всего еврейского имущества с целью его последующей конфискации. В июне евреям-врачам запретили заниматься врачебной практикой, а евреям-юристам -–адвокатурой. В октябре 1938 г. паспорта евреев были объявлены недействительными (на основании нюренбергских законов 1935 г.), а документы эмигрирующих евреев стали отмечать буквой “J”.
Воспользовавшись покушением на сотрудника германского посольства в Париже евреем Гриншпаном, нацисты организовали в ночь с 9 на 10 ноября массовый еврейский погром, получивший название «Хрустальная ночь» (улицы германских и австрийских городов после этой ночи были усыпаны осколками стекол от разбитых витрин и окон еврейских домов). Тысячи евреев Германии и Австрии были подвергнуты побоям и унижениям, 96 человек было убито, 267 синагог было разграблено и сожжено, около 30 000 евреев было арестовано и брошено в концлагеря.
Для понимания особенностей первого этапа Катастрофы важно понять несколько вещей:
евреи не подвергались в этот период физическому уничтожению;
евреи имели возможность свободно выехать за пределы страны (Германия, будучи заинтересованной до войны в достойном имидже за рубежом стремилась не допустить обвинений в геноциде); с этой целью было даже создано еврейское общество Германии, ставившее целью организацию исхода евреев из этой страны (аналогичное общество – Центральное учреждение по эмиграции евреев – было создано после аншлюса Австрии в Вене); тем не менее, с 1938 г. добровольная эмиграция уступила место принудительному изгнанию.
2. Сентябрь 1939 – июнь 1941 гг. – период между началом 2-ой мировой войны и нападением Германии на Советский Союз.
По сути дела, это был переходный этап к окончательному решению еврейского вопроса в Германии и подконтрольных ей территориях. Немцы еще не определились в этот период, каково будет это окончательное решение. Об это говорит, например, тот факт, что еще в июле 1940 г. в германском МИДе обсуждался план, предусматривавший переселение 4 млн. евреев Европы на о. Мадагаскар. Этот план был отвергнут в пользу физического уничтожения евреев только по настоянию Гитлера в марте 1941 г.
Однако то, что какое-то «окончательное» решение еврейского вопроса будет иметь место, ни у кого сомнения не вызывало уже в 1939 г.
Поэтому было принято решение перейти к политике концентрации еврейского населения оккупированных территорий, а потом и собственно Германии, на одной компактной территории.
Такой территорией стала территория Польши, отошедшая к Германии по пакту Молотова-Риббентропа в 1939 г. в результате военной операции германской армии.
После начала войны мир был расколот на две части. В результате этого раскола евреи стали своего рода заложниками одной из противоборствующих сторон. Кроме того, с началом войны, возможности еврейской (и любой другой) эмиграции резко сократились, хотя окончательный запрет на еврейскую эмиграцию был наложен нацистами только 1 октября 1941 г.
Польша, будучи первой оккупированной страной с преобладающим славянским населением, находящимся по нацистской теории на низшей ступени развития, стала прекрасным полигоном для испытанию различных методов решения еврейского вопроса.
На втором этапе, пока еще не было принято окончательного решения о физическом уничтожении евреев, такими методами были:
концентрация еврейского населения в крупных городских районах (гетто);
отделение их от нееврейского населения (сегрегация);
полное вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни;
конфискация их имущества, вытеснение евреев из всех сфер экономической жизни, доведение евреев до экономического разорения и обнищания;
доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд станет единственной возможностью для выживания еврейского населения в гетто.
Интересно, что нацисты широко практиковали в гетто методы, когда сами евреи становились исполнителями государственной политики по отношению к ним (как и в СССР – Евсекция). Там создавались «юденраты», за порядком следила «юденполицай» и т.п. В гетто были впервые опробованы многие методы, получившие затем широкое распространение по всей оккупированной нацистами Европе – желтые звезды на одежде и пр.
К концу второго этапа в таких гетто были сконцентрированы не только более миллиона польских евреев, но и тысячи евреев из самой Германии (к концу войны в Германии из более, чем полмиллиона евреев проживало не более 10 000 полукровок, считавшихся по нацистским законам евреями), а также Чехии (Богемии и Моравии).
Программа уничтожения к этому времени еще не выкристаллизовалась, однако обнищание, тяжкий принудительный труд, голод, болезни, нечеловеческие условия жизни и террор в гетто и рабочих лагерях вызывали массовую смертность. Шел процесс «убийства окольным путем».
3. Июнь 1941 – осень 1943 гг. К началу войны с СССР нацистами был разработан план массового уничтожения «нежелательных элементов», к которым относили коммунистов и политработников РККА, представителей советской интеллигенции и евреев, как «носителей большевизма». К этому времени уже действовало распоряжение Гитлера, отданное им в марте 1941 г., о подготовке проекта физического уничтожения евреев.
Поэтому вторжение гитлеровской армии на советскую территорию сопровождалось сразу же массовыми антиеврейскими акциями, в том числе акциями по уничтожению евреев.
Характерно, что при вступлении на территорию СССР, прежде всего на территорию, присоединенную к Советскому Союзу в 1939-40 гг., немцы столкнулись с явлением, с которым ранее не сталкивались в других покоренных ими странах: местные жители сразу же стали активно с ними сотрудничать не только в вопросах выдачи евреев, но и сами проявляли инициативу в уничтожении еврейского населения в своих населенных пунктах.
Так было на территории Литвы, Латвии, Западной Украины, а также и на внутренних территориях советских республик. Это объяснялось не только давними антисемитскими традициями, но и ассоциациями евреев в глазах окружавшего их населения с коммунистическим режимом и тем, что евреи вновь присоединенных территорий в большинстве своем по началу активно приветствовали приход Красной армии и сотрудничали с советскими властями в вопросах выдачи и раскулачивания «буржуазных элементов».
В результате германской оккупации территории СССР под ее контролем оказались территории с 2 млн. населявших их евреев.
Учитывая скорость наступления немецких войск, неосведомленность советских евреев об антиеврейской политике Германии в результате информационной блокады в СССР накануне войны, а также препятствиям погранвойск и войск НКВД, которые они чинили жителям недавно присоединенных территорий в проникновении во внутренние районы СССР, большинство евреев западных областей не смогли эвакуироваться и были уничтожены в гетто и лагерях уничтожения.
Только в 1941-нач. 42 гг. перестали существовать все провинциальные еврейские общины республик Прибалтики. Более 2/3 еврейских общин таких крупных городов как Рига, Вильнюс, Таллин, Львов и др. также были уничтожены в этот период, остальные закончили свое существование позже.
В январе 1942 г. в германском городке Ванзее прошла конференция высших чинов рейха, на котором был принят план окончательного решения еврейского вопроса в Европе. С немецкой педантичностью были обсуждены технические детали этого решения – вопрос соблюдения правил гигиены был не простым вопросом при уничтожении 6 млн. человек.
После этого на территории Польши стали создаваться лагеря уничтожения, в которые в плановом порядке перевозились евреи из гетто. Так появились Освенцим, Треблинка и многие другие. Туда же обманным путем отправляли евреев из оккупированных стран Западной Европы – Дании, Голландии, Бельгии, Франции и др.
К концу 1942 г. начался процесс сворачивания гетто, все жители которого уже были отправлены в лагеря массового уничтожения.
В 1943 г. Германия объявила себя «свободной от евреев». К этому же статусу приближались и другие страны Европы.
4. Осень-зима 1943 – май 1945 гг. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей на фоне поражений германской армии на фронтах войны вызвали колебания нацистской верхушки в 1943-44 гг. в отношении «окончательного решения» еврейского вопроса.
И хотя отдельные подразделения СС после поражения под Сталинградом стали осуществлять тактику выжженой земли по отношению к отсавшемуся в живых еврейскому населению, Гиммлер еще в 1943 г. отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны.
В определенный момент Гиммлер даже предложил освободить евреев в обмен на политические уступки (включая заключение сепаратного мира с союзниками) или за колоссальный выкуп.
На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже стала очевидной, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего, Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто еще оставался в живых.
Быстрое продвижение советских войск на Западе принудило гитлеровцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и концлагеря, заметая следы совершенных преступлений.
В приговоре Нюрнбергского международного трибунала отмечается, что всего нацистами было уничтожено всего 6 млн. евреев, из них 4 млн. – в специальных пунктах истребления людей. Из них в Польше и СССР погибло 4, 5 млн. евреев, в Германии – 125 тыс., Чехословакии – 277 тыс., Венгрии – 402 тыс. и пр.
Что же происходило с евреями СССР в годы войны?
С 22 июня 1941 г. до нач. 1942 гг. немцами было уничтожено большинство (более 80%) еврейского населения Литвы, Латвии, Эстонии и почти все еврейство Восточной Белоруссии, Восточной Украины и оккупированных районов РСФСР.
Характерно. что в советской кампании германское командование впервые задействовало и армию, поскольку советские евреи воспринимались не только как евреи вообще, а как основные «носители» большевистского духа».
20 ноября 1941 г. командующий 11 армией Манштейн издал приказ, в котором говорилось:
«Солдат должен понимать необходимость наказания еврейства – носителя самого духа большевистского террора».
В то же время советские евреи пережили Холокост уже на его третьем этапе, когда никаких возможностей для эмиграции у евреев не было, поэтому, если евреи Германии и частично даже Польши, смогли выбраться из страны, советским евреям этого не удалось.
Кроме того, советская информационная блокада привела к тому, что подавляющее большинство даже не знало о том, что им грозит в случае прихода немцев.
Все это привело к тому, что советских евреев погибло в процентном отношении больше, чем евреев других государств. Парадоксально, но наиболее удачливыми оказались евреи вновь присоединенных областей – Зап. Белоруссии и Украины, Прибалтики, Бессарабии и Сев. Буковины, которые были репрессированы накануне войны и принудительно вывезены и за пределы этих территорий. Этот процесс автоматически продолжался до июля 1941 г. Более не менее повезло евреям Эстонии,3/4 которых удалось эвакуироваться во внутренние районы СССР, поскольку Эстония – единственная из прибалтийских республик, оккупированная немцами не летом, а осенью 1941 г.
Фактически можно говорить, что в период войны была уничтожена идишистская цивилизация СССР, поскольку именно на оккупированных территориях и была ее цитадель.
На оккупированных территориях стихийно возникали еврейские партизанские отряды, состоявшие из бежавших из гетто еврейских семей, хотя специально такой задачи единым командованием партизанских отрядов не ставилось. Более того, часто возникала конфронтация между командованием обычных и еврейских партизанских отрядов.
Советское командование не доверяло им. Имели место случаи антисемитизма в партизанской среде, что нашло даже отражение в официальных документах тех лет. Часто партизаны-антисемиты нападали на партизан из еврейских отрядов.
В СССР, в отличие от стран Европы, не было создано ни одной централизованной подпольной организации, целью которой было бы оказание помощи евреям. Ни со стороны сов. правительства, ни со стороны коммунистической партии не было ни одного обращения к местному населению с призывом оказать помощь евреям.
Поэтому, евреям самим приходилось оказывать помощь узникам гетто. Еврейские партизанские отряды и связанное с ними антифашистское еврейское подполье в гетто организовывали нелегальную доставку продовольствия в гетто, социальную и медицинскую помощь.
Характерно, что даже в гетто евреи не оставляли без внимания такие вопросы как образование своих детей, создавая подпольные группы по обучению подрастающего поколения.
Группы еврейского сопротивления были созданы в Белоруссии (Бобруйске, Барановичах, Бресте, Гродно, Минске и др.), Литве (Вильнюс, Каунас, Шяуляй, Швенчис), на Украине (Львов, Жмеринка, Луцк, Каменец-Подольск). Они всевозможными способами добывали оружие, осуществляли нападения на немецкие склады и военные мастерские. Узники гетто, работавшие за его пределами, осуществляли многочисленные акты диверсий и саботажа.
В гетто Минска и Вильнюса были созданы подпольные типографии, которые выпускали подпольную литературу. Характерно. что в условиях нацистского террора и изоляции гетто, подпольщикам гетто удавалось установить связи друг с другом. Так, подпольщикам Вильнюсского гетто удалось установить связи с гетто Варшавы и Белостока.
Главной целью еврейских подпольщиков было спасение как можно большего числа евреев. Для переброски людей из гетто в лес нужна была помощь нееврейского населения. Однако такая помощь в СССР если и оказывалась, то в очень небольших размерах. В Белоруссии, где антисемитизм был традиционно слабее, удалось спасти некоторое количество евреев. Только с помощью белорусских партизан удалось переправить в партизанские отряды Белоруссии ок. 400 молодых людей из гетто Литвы. Однако командование этих партизанских отрядов отказалось принимать людей без оружия.
Однако на Украине, этот процесс шел крайне медленно из-за массового нежелания местного населения помогать евреям.
В рядах Красной Армии сражалось ок. 450 тыс. евреев, еще 25-30 тыс. евреев воевало в партизанских отрядах. Из них 220 человек получили воинские звания генералов и адмиралов
120 воинов-евреев получили звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время войны.
Произошли изменения и в государственной политике СССР в отношении евреев.
Их решено было использовать для мобилизации широкой международной поддержки советской армии, для пропаганды идеи открытия второго фронта, для сбора средств в помощь СССР.
15 декабря 1941 г. был создан Еврейский Антифашистский Комитет (ЕАК) во главе с худ. Руководителем ГОСЕТа С.Михоэлсом. В состав комитета вошли представители советской еврейской научной и творческой интеллигенции, имевшие большой авторитет и популярность на Западе.
В сущности, идею ЕАК предложили Л.Берии два лидера польского Бунда Х.Эрлих и В.Альтер, арестованные НКВД при разделе Польши и приговоренные к смерти в июле 1941 г. Их даже выпустили из тюрьмы, организовали несколько встреч с Михоэлсом, предложили написать письмо Сталину с изложением идеи ЕАК. Он мыслился ими как международная организация, включающая в себя представителей евреев от стран. находящихся под нацистской оккупацией, а также СССР, США и Великобритании. ОН должен был мобилизовывать помощь мирового еврейства для борьбы с фашизмом, оказывать помощь евреям в оккупированных странах и беженцам. Создать в США Еврейский легион для отправки на советско-германский фронт, создать антифашистские комитеты в странах антигитлеровской коалиции.
Их замыслы, а также тесное общение с послами Англии и Польши, которые требовали, например, попытаться выяснить судьбу расстрелянных, как потом выяснилось, в Катыни польских офицеров, напугали Сталина и он решил создать подобную организацию из числа послушных ему советских евреев.
4 дек. 1941 г. Эрлих и Альтер были вновь арестованы. Первый покончил жизнь самоубийством, а второй был расстрелян в феврале 1943 г.
ЕАК проявил большую активность. Благодаря ему в США возникло 2 230 еврейских комитетов помощи СССР, объединившихся потом в Еврейский Совет помощи СССР. Подобные комитеты были созданы в Англии, Канаде, Мексике.
Усилившийся за годы войны антисемитизм и тяжелое положение уцелевших евреев в районах, освобожденных от оккупации, вызвало у ряда руководителей ЕАК стремление превратить его в организацию, выражающую интересы советских евреев перед лицом советской власти и даже добиваться создания еврейской республики в европейской части страны, например в Крыму или Поволжье.
Так, на 3-м пленуме ЕАК 8-10 апреля 1944 г. П.Маркиш высказал резкое недовольство тем, что ЕАК занимается лишь антифашистской пропагандой за рубежом.
И.Эренбург считал, что «ради пропаганды против фашизма среди евреев за рубежом нечего было создавать Антифашистский комитет… главная задача которого должна заключаться в борьбе против фашизма у нас в стране».
Естественно, что это совершенно не входило в планы Сталина, которому не нужны были никакие политические организации в СССР, кроме ВКП(б).
Присущий Сталину антисемитизм еще более усилился в результате таких действий ЕАК.
Политика построения «национального социализма», получившая распространение накануне войны и оставленная в сторону в первые месяцы войны, получила свое дальнейшее развитие на ее втором этапе. Для Сталина было ясно, что одна марксистская догма не может поднять народ на борьбу с врагом. Нужна национально-патриотическая идея.
В 1943 г. Сталин неоднократно в своих выступлениях говорил о том, что русский народ – это старший брат в семье советских народов, что он является «руководящей силой советского общества». Для пропаганды «русской национальной идеи» указами Президиума В.С. СССР были учреждены боевые ордена в честь знаменитых русских военачальников (Суворов, Нахимов, Кутузов), были введены погоны в армию, «Интернационал» уступил место новому великодержавному гимну. Были прекращены крайности в преследовании церкви, более того – были сделаны шаги по укреплению ее престижа.
В соответствии с этой политикой в годы войны было продолжено негласное вытеснение евреев из госаппарата, политуправления армии, дипломатического корпуса, высшей школы, учреждений культуры.
Еще в августе 1942 г., когда на фронтах войны решались судьбы страны, Управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) направило секретарям ЦК докладную записку «О подборе и выдвижении кадров в искусстве», в которой утверждалось, что основной бедой советского искусства явилось то, что во главе различных культурных учреждений «оказались нерусские люди (преимущественно евреи)», приводились еврейские фамилии.
В итоге в годы войны началась чистка театров, оркестров и др. учреждений культуры от евреев.
Правда, в те годы до повальных увольнений дело не дошло. Во-первых, системе в годы войны не нужны были массовые ресурсы заключенных, поскольку ратный труд заключенных был не столь эффективен, как труд мирный (поэтому массовых репрессий в годы войны не проводилось).
Кроме того, Сталин опасался негативного международного резонанса в результате определенных национальных перегибов.
Поэтому, зачастую, даже частные протесты известных деятелей культуры и искусства, например, Шостаковича или Ромма приводили к отказу властей от увольнения того или иного человека с должности.
Однако, в 1944-45 гг. государственный антисемитизм усилился. Инициатива исходила из высших эшелонов. И охватывала широкие слои населения.
Во многих освобожденных р-нах местная власть не возвращала евреям конфискованные дома и квартиры, препятствовала возвращению евреев из эвакуации, запрещала восстанавливать еврейские колхозы, школы и пр., даже помощь от «Джойнта» не отдавали ее получателям.
Особенно силен был антисемитизм в Крыму, где евреев демонстративно не брали на работу – вероятно доброхоты из ЦК сообщили местным партийным товарищам об инициативе ЕАК о передаче Крыма евреям.
Антисемитская кампания исподволь набирала силу.
Итак, война принесла советским евреям:
почти 3 млн. человек погибших;
гибель идишистской цивилизации;
120 человек Героев Советского Союза и свыше 200 высших военачальников;
начало нового витка государственного антисемитизма в центре и на местах.
Характерно, что бывшие советские и современные евреи стран СНГ не воспринимают Холокост, как фактор национальной самоидентификации (в отличие от евреев Европы, Израиля и США).
Этому существует две причины:
почти поголовное уничтожение евреев-узников гетто и концлагерей (сов. евреи вступили в Холокост на третьем этапе, в отличие от евреев Европы);
политика замалчивания Катастрофы европейского и советского еврейства советскими властями в годы войны и все послевоенные годы.
Уничтожение идишистской цивилизации и отсутствие Холокоста в числе основных факторов национальной самоидентификации привело к тому, что в СССР в послевоенные годы антисемитизм стал основным признаком еврейской самодентификации.
Вопросы к семинару.
Евреи в 30-е гг: переход к административно-командной системе, изменения в советской национальной политике и еврейский вопрос.
Биробиджанский проект и крах еврейских поселенческих программ.
Евреи в годы репрессий.
Сравнительный анализ советской и нацистской идеологии, подходов двух систем к еврейскому вопросу.
Абсорбция еврейского населения Польши в германской и советской зонах влияния. Евреи Прибалтики, Бессарабии, Сев. Буковины после присоединения к СССР в 1940 г.
Этапы Холокоста.
Евреи СССР в годы войны. Советская государственная политика в отношении евреев в годы Великой Отечественной Войны.