В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ


=ГЛАВНАЯ= УРОКИ= ИЗРАНЕТ= ИСТОРИЯ= ШОА= ИРУШАЛАИМ=

Тема 16   Евреи СССР накануне II мировой войны.

Изменения в национальной политике СССР в период подготовки и заключения пакта о ненападении с Германией. Новое в «еврейской политике» ВКП (б) накануне войны. Начало сращивания коммунистической и нацистской идеологий. Начало II мировой войны: решение еврейского вопроса в германской и советской «зонах государственных интересов» в Восточной Европе в 1939-41 гг. Евреи на присоединенных к СССР территориях в к.30-нач. 40-х гг.: численность, культурные и политические тенденции, отношение еврейского меньшинства к советской оккупации, встреча двух общин: проблема взаимовлияния, депортация и эвакуация «западников».

Как уже указывалось на прошлой лекции, новые тенденции в национальной политике СССР стали наиболее явно проявляться в сер. 30-х гг. ХХ в. Они были связаны с целым рядом причин:

Отказ партии от вульгарной теории мировой революции в пользу идеи русской великодержавности и построения национально-русского социализма (интернационализм как инструмент революции стал практически не нужен).

Антисемитизм использовался Сталиным и его окружением для формирования образа врага в глазах отсталого населения, исторически падкого на всякого рода ксенофобии (лидерами разного рода «оппозиций» и иных обвиняемых на судебных процессах, как правило, были евреи).

Личный антисемитизм Сталина.

Сближение с Гитлером.

Последний пункт заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку необходимо понимать, как заключение альянса с фашистской Германией повлияло на изменение национальной политики СССР в к.30-х – нач. 40-х гг.

С моей точки зрения, в сближении Сталина с Гитлером не последнюю роль сыграли идеологические причины.

Воспоминания целого ряда деятелей партии и правительства сталинской эпохи говорят о том, что Сталин высоко оценил то, как быстро подавил свою оппозицию Гитлер и не раз ставил его в пример своим соратникам. Объективно, большевизм с фашизмом объединяло значительно большее, нежели разъединяло – и в идеологии, и в целях, и в методах. Сталину импонировало то, как идеи национал-социализма быстро и легко овладели массами в Германии. Там, где большевикам пришлось затратить годы революции и гражданской войны, нацисты затратили лишь несколько месяцев пропагандистской обработки масс.

Очевидно, что главным фетишем Сталина и большинства большевистских лидеров была власть, а не социализм, причем власть любой ценой. С этой точкой зрения национал-социализм выглядел куда привлекательнее, поскольку был более эффективным способом борьбы за власть.

Для Сталина стало ясно, что ослепление массы идеей превосходства над другой нацией, создание для нее образа врага и направление ее энергии на борьбу с этим врагом, пестование идеи избранности одного народа (или нескольких народов) и его верховенство на определенной территории – все это создает идеальную почву для выкорчевывания любой оппозиции и демократии, для становления тотальной диктатуры.

Фактически, разница между двумя идеологическими системами заключалась в пропаганде социального (классового) или национального неравенства. Все остальное, включая взгляды на формирование культуры, политической системы, религию и пр., были за малым исключением одинаковыми. Разные подходы к формированию экономической системы государства компенсировались повышением в Германии роли государственного планирования и госсзаказа. Ни крупный капитал, ни мелкая буржуазия не могли рассчитывать на нормальное существование в нацистском государстве без выражения поддержки (в том числе материальной) этому государству.

Очевидно, что полное огосударствление экономики в совокупности с использованием рабского труда миллионов заключенных делало советскую хозяйственную машину более послушной, а в условиях тотальной мобилизации и войны – и более эффективной, политическая же власть советского диктатора становилась от этого более сильной.

Внедрение элементов нацизма в политическую систему советского общества, также как и внедрение элементов социализма в экономическую систему Германии, явилось естественным процессом, характеризующим сближение двух тоталитарных систем.

Основным элементом нацизма, идеально подходившим для внедрения в советскую идеологическую систему, был, конечно же, антисемитизм. В 1939 г. мы еще не можем говорить о расовом геноциде в Германии, хотя уже состоялась Хрустальная ночь (9 ноября 1938 г.), однако о крайнем антисемитизме говорить вполне возможно в этот период.

Идеологической основой германского нацизма стала расовая теория Гитлера, сформулированная им в своей книге «Main Kampf”, а также дополненная в разные годы главным идеологом в гитлеровской партийно-государственной иерархии А.Розенбергом в его книге «Еврейский след в мировой истории» и главным пропагандистом рейха Й. Геббельсом в его многочисленных выступлениях и статьях.

Согласно этой теории, уникальная одаренность приписывалась лишь одной расе – германской нордической, все остальные объявлялись «врожденно деффективными» нациями. Евреи же были представлены как прямой антипод немцам в силу якобы взаимоисключаемости генетически наследуемых черт, религиозных верований, национального характера, исторических судеб. Евреям приписывалось извечное потребительски-поразитическое существование, а немцам – решающая, творчески созидательная роль в истории.

Нацистская расовая теория утверждает, что еврейство представляет опасность для всего человечества, а германской расе приписывает мессианскую роль спасения от еврейской опасности всего человечества. Все основные ценности европейской цивилизации нацизм объявлял «упадочным» созданием мирового еврейства с целью растления человечества и достижения мирового господства.

Демократические институты власти именовались не иначе как «еврейскими» (Веймарская республика – «юденрепублик»). Многопартийность, свободные профсоюзы, независимая пресса, индивидуальные свободы и свобода слова, права личности были признаны порождением «еврейского индивидуализма и эгоизма», а истинно германским идеалом было объявлено тотальное растворение личности в государстве, в котором, по выражению Геббельса, «не существует свободы мысли, а просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению».

Все политические и идеологические противники национал-социализма были объявлены пособниками евреев. Они тоже подлежали уничтожению.

Не правда ли очень созвучные большевикам идеи?

Правда, Сталин не учел, что большевизм тоже причисляется Гитлером к основным врагам человечества, а жизненное пространство для германской расы в “Main Kampf” определяется, прежде всего, на Востоке. Можно долго спорить, на что был расчет – на отказ Гитлера от своих идей в обмен на союз с идеологически близким движением большевиков, на затягивание времени с целью нанесения первого военного удара и пр., он был неверен. Нацисты, также как и большевики, никогда не отказывались от воплощения в жизнь своих доктрин и теорий, если на то представлялась малейшая возможность.

Юридической базой германского антисемитизма были т.н. Нюрнбергские законы – два антиеврейских законодательных акта («основные законы») – «Закон о гражданстве Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», заявленные Гитлером 15.09.1935 г. на съезде НСДАП в Нюрнберге и единогласно принятые выездной сессией рейхстага в том же Нюрнберге в то же время (фактически, к этому времени все иные, кроме нацистской, политические партии были запрещены и в рейхстаге заседали только представители одной партии).

Согласно первому закону, гражданином рейха мог быть только лицо, обладающее «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и Рейху». Такая формулировка лишала евреев прав гражданства.

Второй закон запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской и родственной ей крови», найм евреями домашней прислуги из женщин «германской крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального флага и использование тканей сходной расцветки.

К этим двум законам позже был принят целый ряд подзаконных актов. В частности 14 ноября 1935 г. установливалось отдельным законом понятие «еврей», понятие «лица с примесью еврейской крови», и понятие «неариец» (хотя это понятие было введено еще в апреле 1933 г. чрезвычайным законом).

Всего было издано еще 12 постановлений и подзаконных актов, которые вводили запреты на смешанные браки, вводили принудительную стерилизацию для лиц, состоящих в браке с «арийцем», вводили запреты на профессии и занятие определенных должностей, ограничивали свободу передвижения, сегрегацию, вводили графу «национальность» в еврейские паспорта.

Однако первый антиеврейский акт после прихода нацистов к власти произошел 1 апреля 1933 г., когда нацисты объявили бойкот еврейским торговым и промышленным предприятиям. Через неделю впервые был узаконен термин «неариец» и началось их изгнание из государственного аппарата и общественных организаций, университетов и научных институтов.

Первые советские антиеврейские акты тоже касались изгнания евреев из государственного аппарата.

Отличие состояло в том, что официально антисемитизм, как и любая другая форма расизма, был по-прежнему объявлен враждебной преступной идеологией и, следовательно, не было и речи о введении какого-либо ограничительного законодательства для евреев, как это было в фашистской Германии или в царской России. Следовательно, все решалось по устным указаниям Сталина и руководства ВКП(б) и, соответственно, здесь появлялась масса возможностей для произвола на местах. Нельзя было подать в суд на нарушение той или иной нормы антиеврейского законодательства, потому что такового не было.

Более того, любое обвинение должностного лица в притеснении кого-либо по национальному признаку сразу же признавалось клеветой, а «клеветник» привлекался к уголовной ответственности.

«Национально-русские» элементы во внутренней и внешней политике СССР, появившиеся в сер. 30-х гг., вскоре привели к национально-кадровым изменениям в руководстве партии и страны. Евреи убирались с руководящих должностей партийного и государственного аппарата.

Кроме того, как уже указывалось в предыдущей лекции, высокий уровень образования среди евреев, относительно представителей других наций, привел к резкому увеличению их процентной доли в среднем звене парт-госаппарата, науке, образовании и пр.

Эти сферы также подверглись чистке в годы репрессий, которые не могли не затронуть евреев.

В 1937 г. Н.Ежов осуществляет чистку от евреев органов НКВД, в 1939 г., накануне заключения договора с Германией с поста наркома иностранных дел был смещен еврей М.Литвинов, сторонник сближения с Англией и Францией и создания на базе этого сближения антифашистского блока. Пришедший ему на смену В.Молотов провел в Наркомате «расовую чистку», заявив сотрудникам: «Мы навсегда покончим здесь с синагогой». В конце тридцатых годов в ближайшем окружении Сталина осталось лишь два еврея – Л.Каганович и Л.Мехлис.

Министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп после возвращения из Москвы, где он заключил пакт о ненападении с СССР и подписал секретные протоколы о разделе Восточной Европы на сферы интересов, сообщил Гитлеру о высказанной Сталиным в беседе с ним решимости покончить с «еврейским засильем», прежде всего среди советской интеллигенции.

Вскоре после этого, СССР выдал Германии ряд немецких коммунистов, бежавших от гитлеризма, среди которых были и евреи.

Таким образом, Сталин как бы вступил на путь, пройденный ранее Гитлером в Германии. «Национально-русские» элементы во внутренней и внешней политике страны плавно перерастали в 1939-41 гг. в политику скрытого государственного антисемитизма.

Подписание 23 августа 1939 г. договора с Германией открыло новый этап как во взаимоотношениях двух стран, так и в политике СССР в еврейском вопросе.

Во-первых, строжайше запрещена была любая критика нацизма и установленных в Германии порядков. Под особым запретом оказалось освещение германского антисемитизма. Это привело к тому, что большинство советских евреев не имели представления о том, какая участь им будет уготована в случае германской оккупации, и многие предпочли после начала войны остаться в своих домах, считая, считая, что переживут «германцев», также как пережили их в I мировую войну.

Во-вторых, продолжалось «тихое» выдавливание евреев со всех руководящих постов не только в партийно-государственном аппарате, но и в сферах культуры и искусства, печати, образования и пр.

В-третьих, происходил полный отказ от возрождения каких бы то ни было элементов еврейской национальной жизни, кроме Биробиджана, где создавались национальные школы на идиш, издавалась партийная пресса на этом языке и пр. Фактически это было время полного игнорирования всего, что касалось положения евреев.

17 сентября 1939 г. СССР фактически вступает в войну на стороне Германии. Как вспоминали германские военноначальники, Сталин должен был сделать это вместе с Гитлером 1 сентября, однако он предпочел выступить не оккупантом, а освободителем, принесшим свободу народам Зап.Украины и Зап. Белоруссии, вступив на территорию Польши, когда исход ее войны с Германией был предрешен, правительство бежало в Лондон, а весь мир осудил германскую агрессию.

В итоге в сентябре 1939 г. к СССР были присоединены данные территории и вместе с ними еврейское население общей численностью 1 млн. 220 тыс. чел. с крупнейшими общинами во Львове, Ровно, Белостоке, Пинске и Гродно. В сентябре-октябре советские войска пропускали на свою сторону и беженцев из Западной Польши, среди которых оказалось ок. 300 тыс. евреев.

В немецкой зоне оккупации находилось около 1,7 млн. евреев.

Германский антисемитизм с началом второй мировой войны также перешел в новую, более агрессивную фазу, логическим итогом которой явилось тщательно подготовленное и педантично осуществленное физическое уничтожение европейского еврейства. К этому времени из Германии эмигрировало 329 тыс. евреев, но еще 214 тыс. продолжали жить в этой стране.

Приказ о переходе к «окончательному решению» еврейского вопроса путем физического уничтожения евреев был отдан Гитлером значительно позже, в марте 1941, однако территория Польши после оккупации стала своеобразным полигоном для решения этого вопроса уже в сентябре 1939 г.

Динамику еврейской политики оккупационных властей Германии в Польше можно проследить следующим образом:

8 сентября 1939 г. – немецкие власти распорядились, чтобы все евреи - владельцы лавок и магазинов отметили их отличительным знаком – желтой звездой Давида (такая обязательная мера была введена в Германии только в сентябре 1941 г.).

9 сентября 1939 г. – на оккупированных территориях немецкие войска вводят в практику сожжение синагог и целых еврейских кварталов с находящимися в них людьми. Расправы над евреями сопровождаются жестокими издевательствами.

Евреев призывного возраста направляют на тяжелые работы на шахтах (ок. 50 000 чел.), евреи, участвовавшие в боях с германской армией, подлежали уничтожению.

Конец сентября 1939 г. – евреев – владельцев лавок и фабрик принуждают продавать товары по сниженным ценам и не за деньги, а за расписки, не имеющие никакой реальной стоимости. Это привело к массовому разорению еврейского бизнеса.

Конец сентября 1939 г. – запрещена деятельность еврейских общин, вся собственность которых конфискована оккупационными властями; блокированы все банковские счета евреев, им запрещено держать дома сверх определенной денежной суммы наличными, владеть предприятиями; евреи, особенно зажиточные, обложены контрибуцией. Любое нарушение правил вело к тюремному заключению и даже смертной казни.

Ноябрь 1939 г. – начало депортации еврейских общин из административного района Рейсгау-Вартеланд (Лодзь), отошедшего по новому делению к Германии (закончена в мае 1940 г.) во внутреннюю Польшу (польское генерал-губернаторство). Депортация осуществлялась варварскими методами, что привело к массовой гибели депортируемых.

Зима 1939 –1940 гг. – Польша становится центром депортации евреев из оккупированных немцами стран Западной Европы и самой Германии, где к осени 1941 г. остается 164 000 евреев.

30 апреля 1940 г. – в Лодзи было создано первое еврейское гетто, где было помещено 165 000 чел.

Осень 1940 – весна 1941 г. – все еврейское население присоединенных к Германии территорий (р-н Лодзи – Рейсгау-Вартеланд и округ Рейсгау-Дангциг-Западная Пруссия) было депортировано на территорию польского генерал-губернаторства (центральный р-н с входившими в него крупнейшими городами Польши – Варшавой и Люблиным), а все еврейское население этого генерал-губернаторства было заключено в гетто, где было обречено на вымирание (план «окончательного решения» еврейского вопроса был утвержден только на Ванзейской конференции 20 января 1942 г.)

Что же происходило в это время в СССР?

Советский Союз, также как и Германия столкнулся в 1939 году с проблемой абсорбции более миллиона польских евреев. Причем более 300 тыс. из них были беженцами из западной Польши.

Территория, занятая советскими войсками, вошла в состав Белорусской и Украинской ССР.

Еврейское население этих территорий поначалу восторженно приветствовало советскую власть. Этому были две основные причины:

В Красной Армии видели спасителей от германского геноцида.

Среди еврейского населения Европы перед войной широкое распространение получили левые социалистические и коммунистические идеи. Многие евреи состояли в коммунистических организациях и группах (хотя компартия Польши была распущена Коминтерном еще в 1938 г.). Целый ряд не только представителей либеральной еврейской интеллигенции, но и представители мелкой буржуазии, составлявших большинство еврейского населения Польши, видели в СССР своего рода «рай на земле», «царство равенства и справедливости».

В итоге евреи в своем большинстве выражали полную поддержку советской власти и были на словах готовы принять новые социально-экономические условия, которые она им несла. Однако действительность оказалась много хуже, чем они предполагали.

Сразу же после присоединения власти начали проводить следующую политику:

Полное уничтожение частного, в том числе и мелкого предпринимательства (переходного периода, типа НЭПа, никто там вводить не собирался).

Запрет на получение работы для всех, имевших «буржуазное происхождение», в число которых попало значительное число евреев, в том числе представителей той самой либеральной интеллигенции, происходившей из семей лавочников, торговцев и пр.

Закрытие синагог, аресты раввинов, как представителей контрреволюционных классов; закрытие религиозных учебных заведений (хедеров и йешив), закрытие многих светских еврейских школ с преподаванием не только на иврите, но и на идиш; запрет на рекламу еврейских учебных заведений.

Лишение еврейских общин статуса юридического лица с последующей национализацией их имущества. Такая же участь постигла после этого еврейские общественные организации.

Запрещение всех еврейских и нееврейских политических партий и организаций, существовавших в Польше в довоенный период.

29 ноября 1939 г. – объявление советскими гражданами всех жителей присоединенных к СССР территорий. Беженцам также было предложено стать советскими гражданами. Отказавшихся выселяли во внутренние районы страны на поселение. Многие из них были впоследствии арестованы.

1939-1940 гг. – репрессии в отношении представителей сионистских организаций, Бунда, других еврейских и нееврейских политических организаций некоммунистического типа.

Весна 1941 г. – массовые аресты «буржуазных элементов» – евреев и неевреев, а также религиозных деятелей.

 

Как видим, политика Германии и СССР в отношении абсорбируемого еврейского населения на присоединенных территориях в чем-то было похожа (например, подход к закрытию еврейских общин и конфискация их имущества), но в основном конечно советской власти было еще далеко до откровенного геноцида нацистов на оккупированных территориях. Действия советской администрации мотивировались, прежде всего, классовым, а не национальным подходом. Евреи пострадали здесь в числе прочих классовых врагов. Хотя уже в это время имели место определенные чисто антисемитские действия.

Например, в составе парламентов новых союзных республик, которые, как известно, де-факто формировались партийными органами, еврейское представительство было абсолютно не пропорциональным их численности. Часто власти рекомендовали избирателям снять кандидатуры евреев и заменить их украинцами или белорусами.

Среди 53 депутатов от Зап. Украины и Зап.Белоруссии, избранных в марте 1940 г. в Верховный Совет СССР, не было уже ни одного еврея.

Евреев не брали на работу в новые органы государственной власти. объясняя это тем, что они не знают украинского или белорусского языков. Т.е. влияние государственного антисемитизма, получившего свое распространение в СССР в к.30-х гг., получило свое распространение и в отторгнутых от Польши территориях.

Фактически евреи оказались между молотом и наковальней, а еще нагляднее будет сказать, что они оказались в своего рода мышеловке: с одной стороны им угрожала Германия с ее политикой тотального антиеврейского геноцида, а с другой – Советский Союз, где они, в силу своего социального положения и происхождения оказывались на положении классовых врагов и испытывали на себе влияние набиравшего силу государственного антисемитизма.

Наиболее трагичным было то, что, если из германской зоны оккупации еще можно было выбраться – до сер. 1940 г. немцы не препятствовали выезду евреев из Польши, хотя с каждым месяцем это было все более проблематично, то выехать из Советского Союза в это время было уже не возможно. «Железный занавес» опустился окончательно, желавшие приподнять его и выскользнуть на свободу имели все шансы оказаться в ГУЛАГе.

Наиболее тяжелое положение было у беженцев из западной Польши, которые, спасаясь от германских войск в сентябре 1939 г., переходили в т.н. «зону советских государственных интересов» на территории Зап. Украины и Зап. Белоруссии.

Первоначально советские войска пропускали беженцев, но в конце октября 1939 г. граница была закрыта. Близ границы начали проводить облавы в поисках «нарушителей границы» и отправляли их на германскую сторону. Официально немцы отказывались их принимать, тогда красные бойцы просто отсылали их на немецкую сторону под страхом расстрела. Немцы открывали огонь по возвращавшимся. Когда те пытались повернуть назад, по ним стреляли советские пограничники.

В итоге на «ничьей земле» оказались тысячи беженцев, многие их которых погибли от голода и истощения. Лишь иногда советская граница открывалась на короткий срок. Многие пытались проникнуть нелегально на советскую территорию, где большинство из них арестовывалось за шпионаж с соответствующими последствиями.

Для упорядочения миграционных процессов 16 ноября 1939 г. между Германией и СССР было заключено соглашение «Об эвакуации украинского и белорусского населения с территорий бывшей Польши, отошедших в зону государственных интересов Германии, и немецкого населения с территории бывшей Польши, отошедших в зону государственных интересов СССР».

В тексте соглашения говорилось об «эвакуации граждан украинской, белорусской и румынской национальностей». О евреях, как видим, ничего не говорилось.

На первом этапе германские власти пытались использовать это соглашение для отправки на советскую сторону евреев, регистрируя их как украинцев или белорусов «иудейской веры», однако советские власти отказывались принимать таких лиц. Это был еще один вопиющий акт советского государственного антисемитизма, стоивший жизни сотням тысяч польских евреев.

Многие из беженцев отказались принимать в ноябре-декабре 1939 г. советское гражданство потому, что не без оснований боялись навсегда осесть в «царстве свободы» за «железным занавесом», похоронив тем самым надежды на встречи с родными и близкими, возврат после войны домой, где у многих было большое имущество, на эмиграцию в США или Палестину.

Сталин считал таких лиц особенно ненадежными и опасными элементами, подлежавшими в лучшем случае насильной вербовке в рабочие отряды для работы на шахтах Донбасса (как в Германии), а в худшем – аресту и ссылке в лагеря в Сибирь.

Существование таких лиц в Зап. Украине и Зап. Белоруссии было крайне затруднено. На работу их не принимали. Социальное обеспечение на них не распространялось, сбережения растаяли после отмены злотого как денежной единицы, принимаемой на присоединенных к СССР территориях. Многие беженцы просто оказались без всяких средств к существованию.

Многие решали вернуться в Германию. Других путей выезда из СССР у них не было. Такое отчаянное решение принимали не только деклассированные элементы, но некоторые польские коммунисты, потерявшие надежду выжить в советских условиях. Среди них были и евреи. Кто-то хотел вернуться к своим семьям, кто-то наивно надеялся, что его имущество, бизнес, оставленный в Польше, сможет помочь ему выжить и при немецкой оккупации. Были и такие, кто рассчитывал выехать с оккупированной немцами территории в другую страну, кроме СССР.

Они обращались с просьбой о возвращении в специально открытые германские эмиграционные бюро, но там им отказывали.

До оккупации Красной армией Литвы, части беженцев удалось перейти на ее территорию. Это были наиболее счастливые люди. Таких было около 100 тыс. Им активно помогал действующий на территории Литвы «Джойнт». Туда же перебрались сразу же объявленные в зоне советской оккупации вне закона 2 тыс. учителей и учащихся йешив. Они воспользовались слабой охраной польско-литовской границы в первые дни советской оккупации и бежали в Литву.

Около 2 250 евреев-беженцев перебралось в Турцию через Москву и Одессу при посредничестве советского общества «Интурист», бравшего за это, разумеется, не маленькие деньги в конвертируемой валюте.

Когда в июне 1940 г. советские войска вошли в Прибалтику, японский консул в Каунасе проставил нескольким тысячам евреев в действовавшие еще польские и частично литовские паспорта транзитные визы, по которым они смогли выехать с согласия советских властей через СССР и Японию в США, Эрец-Исраэль и др. страны. Последние желающие смогли выбраться из СССР в Палестину через Одессу осенью 1940 г. (около 1 тыс. человек).

Тем не менее, с оккупацией Прибалтики, основные каналы эмиграции оттуда оказались перекрыты. В состав советской империи вошло еще 350 тыс. евреев Литвы, Латвии и Эстонии, а также около 100 тыс. беженцев из Польши. В июле 1940 г. после советского ультиматума Румынии в состав Советского Союза были переданы входившие до революции в состав Российской империи Бессарабия и Сев. Буковина с крупными еврейскими центрами в Кишиневе и Черновицах общей численностью еще 300 тыс. человек. Таким образом, всего в 1939-40 гг. еврейское население СССР увеличилось на 2 170 000 человек. Общая численность евреев в Советском Союзе перевалила за 5 млн., что почти соответствовало еврейскому населению Российской империи.

На оккупированных Советским Союзом в 1940 г. территориях был повторен польский сценарий адоптации населения к советским условиям: преследования инакомыслящих, закрытие церквей и синагог, запрещение политических партий и организаций и, наконец, депортация буржуазных элементов, к которым относились все выходцы из слоев буржуазии, либеральной интеллигенции, религиозные деятели, офицеры старой армии и полиции, политические деятели.

Учитывая, что захват этих территорий произошел почти на год позже, чем в Польше, депортация пришлась на лето 1941 г. Последние эшелоны с депортированными уходили с территории Прибалтики под обстрелом немецкой артиллерии в июле 1941 г. Парадокс, но многим евреям таким образом удалось сохранить жизнь, хотя за это и пришлось заплатить годами лагерей в Сибири (такова, кстати, была участь будущего премьер-министра Израиля М. Бегина).

Что же принесла евреям Западных Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Сев. Буковины советская оккупация?

С одной стороны они пережили экспресс-интеграцию в советское общество. Там, где еврейство внутренних территорий прошло долгий путь юдофильства, лишенчества, НЭПа, переселенческого движения и политических репрессий, евреи вновь присоединенных территорий проскочили за 1-2 года.

За это время полностью был разрушен прежний быт общины, ее социальная структура, уничтожены образовательные и политические институты. Тысячи евреев были репрессированы и высланы во внутренние области страны.

С другой стороны, свыше двух миллионов человек получили реальный шанс на выживание и эвакуацию с театра военных действий.

Очевидная вина советских властей состоит в том, что в результате созданного вокруг злодеяний нацистов информационного вакуума в СССР, запрета на антигерманскую пропаганду в 1939-41 гг., большинство евреев не предполагали, что им грозит.

Это, а также внезапность нападения немцев на СССР в июне 1941 г. не позволила многим из них эвакуироваться вглубь страны (лишь эстонские евреи, воспользовавшись ожесточенным сопротивлением советских войск (до сентября 1941 г.), смогли выехать из опасной зоны (3/4 населения)).


=ГЛАВНАЯ= УРОКИ= ИЗРАНЕТ= ИСТОРИЯ= ШОА= ИРУШАЛАИМ=

Hosted by uCoz