В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ |
( Первые территории, входящие сегодня в состав европейской части бывшего СССР, где прослеживается след иудаизма: Крым - 1-2 вв. н.э., дельта рек Днепр, Дон, Волга, Азербайджан, Дагестан, Средняя Азия, Грузия. Основные тенденции социально-экономического развития. )
Основной источник переселения - Малая Азия.
Боспорский период:
Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство.
Можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму на территории Боспорского царства во 2-1-вв. до н.э. Правда, есть точка зрения, что первые евреи попали в Крым с Кавказа (через Таманский п-ов) со времен ассирийского и вавилонского плена (7-6 вв. до н.э.).
Еврейская община пополнялась не только за счет самих евреев и их рабов, но и иудействующих греков, частично исполнявших предписания модной тогда еврейской религии.
Род занятий - ремесла, торговля, государственная служба, включая службу в армии.
Язык - иврит и греческий.
В к. 4-го в. начинается процесс деэллинизации евреев Крыма в связи с падением в 370-е гг. Боспорского царства под напором гуннов, который на короткий период был прерван приходом Византии в начале 6 в. н.э.
Хазарский период:
Конец 7 - начало 8 вв. - на северном Кавказе возникает тюркское государство Хазария, распространившая вскоре свои границы от Запорожья на западе, верховий Днепра и Дона на севере до восточного побережья Аральского моря на востоке, Крыма и Кавказского предгорья на юге.
Кочевые племена хазар к началу 8 в. начинают вести оседлый образ жизни. Занимаясь виноделием, земледелием и скотоводчеством. Данниками хазар становятся обширные славянские территории на северо-западе и юго-западе, волжские булгары и северо-кавказские племена. Крым также оказался полностью под властью Хазарии.
Возможно именно это сыграло решающую роль в иудаизации хазар, которая завершилась окончательным принятием иудаизма в к.8-нач.9 в.в. н.э. правящим слоем и частью населения.
Хазарское предание гласило, что около 740 г. местный хан Булан пригласил евреев, христиан и мусульман и попросил каждого из них указать достоинства своей религии. В итоге Булан выбрал иудаизм.
Крупнейший еврейский поэт и философ средневековья Иегуда Халеви описывает, что на Булана произвело наибольшее впечатление то, что христианство и ислам признают откровение Господа Моисею на горе Синай, и, следовательно, считают, что Тора - истина. При этом ни одна из этих двух религий не считает истиной откровения друг друга.
Политическая причина принятия иудаизма Буланом - независимость от идеологического влияния двух могущественных цивилизаций - православной византийской и исламской арабской.
Хазарский период явился периодом расцвета еврейской цивилизации в Причерноморье. Очевидно, что начинается расцвет прозелетизма - часть крымский готов принимает иудаизм. Начинается массовая иммиграция в Крым еврейских беженцев из Византии и Персии, где регулярно происходили гонения на них. В начале 10 века в Каффе была построена самая величественная на тот момент и самая древняя из сохранившихся на территории бывшего СССР синагога.
Кроме того, политическое и экономическое влияние хазар распространяется далеко за пределы самой Хазарии. Они торгуют медом, шкурами и пушниной со странами северной Африки, Византией, Персией, Закавказьем и Испанией. Устанавливаются тесные контакты между крупнейшим центром еврейской цивилизации в Испании (Картахене) и хазарами. Сохранилась переписка, датируемая около 960 г.
Хазары ведут успешные военные компании против Персов, помогая Византии, оказывают военную помощь уграм в их завоевательном походе в Венгрию (Паннонию), совершают успешные походы на Русь и т.д.
К этому времени относятся и ранние контакты славян с евреями, которые также осуществлялись через хазар. Об этом говорит этноним "жид", обозначавший евреев не только у русичей, но и у венгров (угров), румын, литовцев и др. Слово "жид" как полагают, происходит от хазарского "джихид", восходящего к персидскому "джухуд" от ивритского "иехуди".
Согласно единственному сохранившемуся источнику того времени, т.н. Киевскому письму из Каирской генизы, написанном на прекрасном литературном иврите, в Киеве существовала в начале 10 в. еврейская община, в городе находился хазарский наместник (Киев платил дань хазарам). Под покровительством хазар расцвела торговля между Востоком и Западом. В частности ее осуществляли еврейские купцы, т.н. "раданиты", торгуя рабами, шелком, мехами, оружием и восточными пряностями. Некоторые киевские евреи, подписавшие это письмо (всего 12 подписей) носили хазарские имена (Манас, Манар и др.), а некоторые - славянские (например, Гостята).
Существуют и иные косвенные доказательства контактов древних русичей с евреями: по некоторым предположениям, известная былина о богатом новгородском купце Садко имеет еврейское происхождение, былины киевского цикла повествуют о сражениях русских богатырей с "жидовинами" (вероятно, хазарами), Днепр в некоторых из них называют "Израй-река". Летописи упоминают Жидовские ворота в Киеве, Жидовский и Хазарский кварталы этого города. В 986 г. некоторые хазарские евреи, как гласит летопись, безуспешно склоняли киевского князя Владимира к переходу в иудаизм.
Однако в 965 г. русскому князю Святославу удается создать мощный военный союз против хазар, включавший Византию и печенегов. Коалиция наносит ряд серьезных поражений хазарам и в 969 г. это государство приходит к окончательному упадку и фактически перестает существовать. Территория Крыма после непродолжительного господства русских князей (Тьмутаракань) снова отходит к Византии, а хазары практически были полностью ассимилированы евреями.
В 7 веке происходит миграция евреев из Малой Азии в Закавказье, где создается община горских евреев. Причиной этой миграции являются преследования евреев в Византии и Персии, а также продвижение мусульманского влияния на этих территориях. Этот процесс продолжался весь период между арабскими и монгольскими завоеваниями, т.е. до сер. 13 в. Основным направлением миграционных процессов была территория современного Азербайджана, где евреи селились среди населения, говорящего на тюркском наречии - по татски, и переходили на этот язык.
В 8-9 вв. н.э. в Хорезме (Узбекистан) появляются также еврейские общины, которые мигрировали туда также из Персии.
Однако наиболее значимым для последующей истории евреев в России по-прежнему оставался Крым.
Крымские евреи.
В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном Побережье п-ова с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы продолжали называть Крым "Газарией" (Хазарией).
Благодаря генуэзцам, Крым превращается в центр международной торговли, привлекшим к себе значительное число эмигрантов из стран Востока (Персии, Византии, Египта).
К этому времени относятся упоминания о возникновении в Крыму новой еврейской общины - караимов.
Возникновение караимов в Багдаде в 8 в. Их отличие от раббанитов. Перемещение центра караимов из Персии и Иерусалима (под влиянием крестовых походов и арабских набегов) в Византию и Крым. Отношения между караимами и раббанитами в этот период.
С 14 в. общины караимов сосредоточились в Крыму в Чуфут-Кале (ивр. - Села ха-иехудим) и Каффе (Феодосии), где жили как караимы, так и раббаниты.
К этому времени относится период вытеснения генуэзцев из Крыма турками и новообразовавшимся на развалинах Золотой Орды Крымским ханством. Занимаясь торговлей, евреи Крыма, особенно Каффы, установили тесные связи с турками и со двором крымских ханов.
В 1392 г. в Крыму происходит еще одно событие, сыгравшее большую роль в истории евреев на территории России. В этом году литовский князь Витовт (Литва в это время считается правопреемницей Киевской Руси и лидером среди славянских государств) разбивает крымских татар и угоняет в Литву огромное число пленников, среди которых, по караимской традиции, было несколько караимской семей. Пленники были поселены в Тракае, в Луцке, в Галиче и близ Львова. Позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. Караимы установили в Литве тесные отношения с раббанитами, разделив с ними в том числе, судьбу жертв погромов Б. Хмельницкого.
К 15 веку практически оставалось два наиболее крупных караимских центра - в Крыму и в Литве. Именно крымские и литовские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу, поскольку они говорили на особом караимском языке.
Этот язык относится к группе тюркских языков, что говорит о мощном татаро-турецком влиянии в Крыму в рассматриваемый период. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка.
Тем не менее, в 16 в. центр интеллектуальной деятельности перемещается в Литву.
Крымские же караимы, также как и раббаниты, которые затем будут называть себя крымчаками, все более и более сближаются с новыми властителями Крыма - крымскими татарами и турками. Турки часто использовали евреев в переговорах с русскими князьями. Так еврейский купец Хозя Кокос был в 1472-1486 гг. посредником на переговорах между великим князем Московским Иваном III и крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите.. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры, считали евреем.
Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной части переняли язык и обычаи татар-мусульман. Тора в 13 веке была переведена на крымчатский язык. И хотя с конца 15 в. в Крым стали возвращаться караимы из Литвы, они не смогли оказать существенного влияния на этот процесс.
Основные занятия - садоводство-виноградорство, выделка кож, горное огородничество. В 15-16 вв. крымчаки ассимилировали многих евреев-выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии, Кавказа (грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.
В 13 веке расцветает еврейский центр в Закавказье. Горские евреи, также ассимилировав часть хазар после падения Хазарского царства, активно поддерживали контакты с грузинскими евреями и евреями Средиземноморского бассейна. Период вплоть до 18 века был для ГЕ периодом расцвета и процветания, что, прежде всего, было связано с отсутствием притязаний на занимаемые ими территории со стороны соседей. Существовала сплошная полоса еврейских поселений на севере нынешнего Азербайджана и юге Дагестана, в районе между городами Куба и Дербент.
Иное положение было у бухарских евреев, которые постепенно заселяют территорию Бухарского эмирата. Местные власти, желая подчеркнуть униженное положение евреев по сравнению с мусульманами, вводят для них целый ряд ограничений. Кроме всего прочего, они вводят некое подобие "черты оседлости" - евреям запрещается селиться вне своей слободы в Бухаре.
В сер. 18 в. происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община "чала" (букв. "ни то, ни се") - тайных евреев, внешне исповедующих иудаизм.
Российская экспансия в 18 веке. Взятие Крыма в 1783 г. и Литвы в 1793 г. в состав России открывает совершенно новую страницу в истории евреев России.
Антиеврейские законы, применительно к ашкеназам при мягкой политике по отношению к караимам и крымчакам. Восстановление связей между караимскими общинами Крыма и Литвы. В Крым перебираются караимские ученые из Луцка - караимская община Крыма вступает в период интеллектуальной активности.
Дифференцированный подход самодержавия к караимам и крымчакам.
Льготы крымчакам: запрет евреям-талмудистам приобретать в собственность землю в Крыму не был утвержден царским правительством в 1861 г.. Позитивная оценка новороссийского генерал-губернатора графа М.Воронцова в докладе министру внутренних дел (1843 г.) образа жизни крымчаков. Предоставление крымчакам льгот в области налогообложения и рекрутчины.
Льготы караимам: 1795 г. освобождение караимов (2400 чел.) от уплаты дискриминационного налога и разрешение им приобретать землю в собственность.
1827 г. - освобождение от воинской повинности караимов Крыма, 1828 г. - караимов Литвы и Волыни.
Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждению между общинами, которые до того всегда видели друг в друге братьев по вере.
Стремясь еще более улучшить свое правовое положение, руководители караимской общины России в к.18 - нач.19 в. выступают с утверждениями, что им свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов - трудолюбие, честность и верность трону. В 1835 г. караимы добиваются принятия русским правительством закона о выселении из г. Троки в Литве евреев-раббанитов и одновременно добиваются изменения официального названия своей общины: вместо "евреи-караимы"- "русские караимы ветхозаветного вероисповедания", а позднее - просто "караимы".
Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были в основном торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, владельцами соляных копий. Им было предоставлено право религиозного самоуправления - также как и крымским татарам.
Караимы в СНГ и в Израиле. В СНГ - около 2 000. В Израиле - около 7-8 тыс.
Горские евреи:
В сер. 18 века Россия вступает в противоборство с Персией и Турцией на Кавказе. В 1736 - 47 гг. Россия предприняла неудачную попытку утвердиться в Дагестане. Персидский шах Надир вытеснил оттуда не только русских, но и турок, традиционно лояльных по отношению к евреям. Персы в ходе этой войны не только уничтожили турецкие поселения, но и вырезали частично поселения горских евреев.
Спасшиеся от погрома поселились в Кубе под покровительством ее правителя Хусейн-Хана. Тем самым Куба еще более обрела черты национально-культурного центра горских евреев. Другим центром сосредоточения горских евреев стал Дербент.
В 1806 г. Россия окончательно аннексировала Дербент и почти весь Дагестан. В 1813 (официально в 1828 г.) был аннексирован Азербайджан. А в 1830 г. в Дагестане началось известное восстание Шамиля, продолжавшееся с перерывами до 1859 г.
Поскольку лозунгом восставших был газзават, оно сопровождалось нападениями на всех немусульман, включая горских евреев. Жители ряда аулов были насильственно обращены в ислам и ассимилировались.
В 1840 г. дербентская община горских евреев обратилась к Николаю I с петицией, написанной на иврите, прося "собрать рассеянных с гор, из лесов и малых сел, что находятся в руках татар в города и большие поселения", т.е. перевести их на территорию, подконтрольную России.
По русским данным на 1835 г., под властью императора Николая I находилось 7649 душ горских евреев. Большинство занималось с/х, главным образом виноградарством и виноделием, а затем и рыбным промыслом.
Русская администрация не ввела практически никаких ограничений на быт и расселение горских евреев, которые продолжали компактно проживать в р-нах Кубы и Дербента.
Бухарские евреи:
В 1864 г. Россия начинает завоевание Средней Азии. Положение бухарских евреев было настолько тяжелым в эмирате, что они заняли прорусскую позицию.
Русская администрация также оставила в неприкосновенности систему самоуправления бухарских евреев. Рассматривая их как единственную лояльную часть туземного населения Средней Азии, русская администрация первоначально приняла ряд мер, направленных на упрочение их симпатий. В мирный договор с Бухарой были включены специальные пункты, оговаривавшие право бухарских евреев на свободное пребывание в пределах России, свободную торговлю в ней и право приобретения недвижимого имущества на территории России (чего не имели не только евреи-раббаниты, но и сами бухарцы). Однако в 1872 г. эти права были подтверждены только при условии зачисления бухарских евреев в купеческие гильдии. Такая политика способствовала возрастанию удельного веса бухарских евреев в торговом обороте между Средней Азией и центральной Россией.
С 80-х гг. русская администрация под влиянием общей антиеврейской тенденции во внутренней политике страны начала проводить также ограничительную политику по отношению и к бухарским евреям. Однако по отношению к евреям, проживавшим на территории Туркестанского края до вхождения его в состав России, все льготы сохранялись.
Грузинские евреи - отдельная этнолингвистическая группа. Самоназвание - эбраэли. Разговорным языком является грузинский, который используют, также в качестве письменного, не прибегая к еврейскому алфавиту. В некоторых р-нах сформировался жаргон киврули (т.е. еврейский), включающий многие корни, заимствованные из иврита.
По грузинской исторической традиции, не подтвержденной источниками, первые евреи появились на территории Грузии после завоевания Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (586 г. до н.э.). Мы знаем лишь, что в этот период евреи действительно появились в Персии, а Южная Грузия входила в то время в ее состав.
Источники подтверждают, что евреи появились впервые в Западной Грузии в 6 в. н.э., видимо из Византии. Вскоре около 3 тыс. из них мигрировали в Восточную Грузию, поскольку Западная Грузия была захвачена вскоре византийцами.
Во второй половине 7 в. значительная часть Грузии была покорена арабами, хотя и продолжала оставаться христианской страной.
Процесс формирования еврейской общины Грузии бал прерван татаро-монгольским нашествием. Многие из них бежали в другие страны, прежде всего в Персию.
Бесчисленные войны и восстания, опустошавшие страну, способствовали тому, что евреи, лишившиеся состояния, вынуждены были искать защиты у грузинских феодалов. Ценой такого покровительства в Грузии всегда было закрепощение. В отличие от России, грузинские феодалы считали возможным закрепощать нехристиан. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепостном состоянии грузинских евреев на протяжении почти 500 лет. Первые из них относятся к 1398 г., когда, по сообщению грузинской хроники, грузинский царь Александр преподнес бывшему патриарху грузинской церкви Диометрию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейских семей, крепостных царя, проживавших в селении Ганух. Тем не менее, одним из условий принятия крепостного состояния евреями было обязательство г-на не принуждать евреев к переходу в христианство, которое не всегда выполнялось. Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, а также ткачеством и отхожими промыслами и торговлей.
Часто грузинская церковь выкупала евреев у их хозяев за обязательство принять православие, чем многие пользовались.
В соответствии с грузинским законодательством, крепостные евреи делились на три категории: крепостные царя, крепостные помещичьи и крепостные церковные. Как крепостные, так и свободные евреи (проживавшие большей частью в городах) не принимались в армию и взамен воинской повинности выплачивали "армейский выкуп".
После включения Восточной Грузии в состав Российской Империи в 1801 г. грузинские евреи, относившиеся к категории царских крепостных, были переведены в категорию "крепостных казначейства" и им было вменено в обязанность выплачивать оброк российской казне. С отменой крепостного права в Грузии (1864-71 гг.), евреи, став свободными переселились в основном в города, где уже существовало свободное еврейское население, занимавшееся торговлей в разнос.. Сравнительно небольшое число грузинских евреев занималось ремеслами (5%). У некоторых семей имелись виноградники.
Окончательно еврейская община сформировалась поэтому в Грузии только в к. 19 в. Освобожденные крепостные, выходцы, как правило, из одного села переселялись в один и тот же город, где стремились основать синагогу и селиться вокруг нее.
Быстротечность процесса урбанизации и переход большинства ее членов к занятию торговлей стали одной из основных причин, вызвавших резкое увеличение открытых вспышек антисемитизма в Грузии. Другой причиной было влияние русского антисемитизма. В любом случае, еврей - слабый чужак в грузинских городах, был удобным объектом для нападок.
Контакты с российскими евреями - ашкеназами проходили весьма напряженно, поскольку грузинские евреи считали ашкеназов безбожниками или неревностными исполнителями религиозных предписаний. В свою очередь и ашкеназийские евреи относились свысока к своим грузинским соплеменникам.
Вывод:
Фактически на протяжении всей истории мы сталкиваемся с двойственной политикой России по отношению к евреям: "черта оседлости" и гонения на ашкеназов, сравнительно мягкое отношение к крымчакам, горским евреям и бухарским евреям и полное снятие ограничений с караимов.
Причины: наличие у первых и вторых устной Торы (Талмуда), мицвот и пр., что, по мнению русского самодержавия, содействовало самоизоляции евреев, широкое распространение среди крымчаков и горских евреев "достойного" сельскохозяйственного труда и лояльность бухарских евреев в годы русской экспансии в Центральной Азии.