=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=
ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ
Вестник ЕУМ, № 3 (13), 1996
А. Зельцер (Иерусалим)
ПОГРОМ В БАЛТЕ
Балтский погром [1], происшедший в последние дни марта 1882г.,
занимает особое место в истории антиеврейских беспорядков 1881—1882 гг.
Эта вспышка была достаточно симптоматичной по своей жестокости и разрушительности,
безразличию и прямому участию местных властей. С другой стороны, Балтский
погром стал важным по своим последствиям событием для евреев России, заметно
усилив эмиграционные настроения и вызвав многочисленные отклики в прессе,
побудившие верховные органы к принятию срочных мер по пресечению растущего
насилия в стране.
[1] Особое влияние на развитие города оказало проведение в 1866
г. Одесско-Киевской железной дороги, с которой Балта соединена отдельной
веткой.
[2] Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. 2.
Восьмидесятые годы (15 апреля 1881 г.— 29 февраля 1882 г.). Пг.; М., 1923.
С. XIV—XVI.
[3] Aronson M.The anti-Jewish pogroms in Russia in 1881 // Pogroms:
anti-Jewish violens in Modern Russian history. Cambridge, 1992. P. 46—47.
[4] Еврейская энциклопедия. СПб., Т. 12. С. 614.
[5] Aronson M.Op. cit. P. 52—53; Недельная хроника Восхода (далее
— НХВ). 1882. № 14. С. 340, 366.
[6] Зайончковский П. А.Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880 годов.
М., 1964. С. 402, 408.
[7] Там же. С. 409; Кантор Р.Александр III о еврейских погромах
1881—1883 гг. (Новые материалы) // Еврейская летопись. Пг.; М., [1923].
T. 1. C. 155.
[8] Дрентельн сообщал об этом в конфиденциальном письме Игнатьеву
5 апреля, то есть уже после погрома в Балте, однако, судя по мерам, принятым
Дрентельном во время погромов 1881 г. (Aronson M.Troubled waters: The Origins
of the 1881 Anti-Jewish Pogroms in Russia. Pitsburg, 1990. P. 155—157),
нет оснований ему не верить (Государственный архив Российской Федерации
(далее — ГАРФ), ф. 730, оп. 1, д. 1620, л. 1. Копия — Центральный исторический
архив еврейского народа в Иерусалиме. NMF 159).
[9] НХВ. 1882. № 14. С. 340; № 15. С. 377; Русский еврей. 1882.
№ 14. С. 512.
[10] НХВ. 1882. № 14. С. 373; № 16. С. 414; № 17. С. 442.
[11] Русский еврей. 1882. № 14. С. 509; № 16. С. 586; НХВ. 1882.
№ 15. С.374—375; Рассвет. 1882. № 13. С. 485. Во время погрома в Волигоцолово
были разграблены еврейские лавки и подвалы, подожжен товар, выпито и разлито
все спиртное. Было разорено 80 еврейских домов, 30 лавок и четыре погреба.
Порядок был восстановлен полицией, погромщики арестованы (37 человек были
задержаны и отправлены в Ананьев), из Одессы было прислано 50 донских казаков,
частично размещенных в самом местечке, частично оставленных в уездном Ананьеве
(Русский еврей. 1882. № 14. С. 507; № 17. С. 597).
[12] НХВ. 1882. № 18. С. 469—471; Русский еврей. 1882. № 19; Дубнов
С.Антиеврейское движение 1881—1882 гг. // Еврейская старина. 1909. Т. 1.
С.93—97. Особенно сильную реакцию в обществе вызвал случай изнасилования
дочери и матери. Об этом даже делал запрос директор Департамента полиции
Плеве (см. Приложение). Когда мать кинулась на улицу, чтоб позвать на помощь
городового для спасения семнадцатилетней дочери, тот зашел вместе с ней
в дом и там же ее изнасиловал (НХВ. 1882. № 18. С. 471).
[13] Русский еврей. 1882. № 16. С. 587—588; Kol miBalta // Heavar.
X (1963/5723) (далее — Kol miBalta). P. 92; НХВ. 1882. № 18. С. 470, 472;
Дубнов С. Указ. соч. С. 95.
[14] НХВ. 1882. С. 441; Дубнов С.Указ. соч. С. 95.
[15] Русский еврей. 1882. № 16. С. 588—589; № 19. С. 707; НХВ. 1882.
№ 18. С.472.
[16] Русский еврей. 1882. № 16. С. 584; № 19. С. 707; Kol miBalta.
P. 94—95.
[17] Рассвет. 1882. № 17. С. 633; № 19. С. 701.
[18] НХВ. 1882. № 18. С. 470—472. Следует отметить, что Дрентельн,
помиловавший погромщиков, обвинил балтских евреев в лицемерии и указал
им, что преступники помилованы не из-за прошения евреев (Рассвет. 1882.
№ 28. С.1298).
[19] НХВ. 1882. № 18. С. 677—678; Kol miBalta. P. 100.
[20] Зайончковский П. А.Попытка созыва земского собора и падение
министерства Н. П. Игнатьева // История СССР. 1960. № 5. С. 126, 127.
[21] Там же. С. 127.
[22] Зайончковский П. А.Кризис самодержавия... С. 380.
[23] Всеподданнейшая записка барона Г. О. Гинцбурга от 22 марта
1882 г. с замечаниями министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева. Замечания
Н. П. Игнатьева к записке // Источник. 1993. № 3. С. 57; Aronson M.Troubled
waters... P. 169.
[24] Всеподданнейшая записка барона Г. О. Гинзбурга... С. 56—57;
Всеподданнейшая записка министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева //
Источник. 1993. № 3. С. 60—61.
[25] Дубнов С.История евреев Европы в годы антисемитской реакции.
Пг.; М., 1923. С. 20; Aronson M.Troubled waters... P. 164.
[26] Зайончковский П. А.Попытка созыва земского собора... С. 126—127.
[27] Кантор Р.Указ. соч. С. 155; НХВ. 1882. № 14. С. 340.
[28] ГАРФ, фонд Департамента полиции, ф. 102, оп. 275, д. 230, л.
2. (Копия — Центральный исторический архив еврейского народа в Иерусалиме.
NMF 43.)
[29] Aronson M.Troubled waters... P. 141. Текст письма Игнатьева
Милорадовичу приведен в Приложении.
[30] Кантор Р.Указ. соч. С. 155.
[31] Kol miBalta. P. 96.
[32] НХВ. 1882. № 18. С. 469—470; Aronson M.Troubled waters... P.
138; Еврейская энциклопедия. СПб., Т. 3. С. 723; Рассвет. 1882. № 34. С.
1297—1298.
[33] ГАРФ, ф. 1, оп. 1, д. 1620, л. 3. (Копия — Центральный исторический
архив еврейского народа в Иерусалиме. NMF 159.)
[34] Всеподданнейшая записка барона Г. О. Гинцбурга... С. 56.
[35] См. письмо начальника подольского жандармского управления в
Департамент полиции (Приложение), а также: Рассвет. 1882. № 23. С. 868.
[36] Зайончковский П. А.Кризис самодержавия... С. 381, 415—416.
[37] Там же. С. 419; НХВ. 1882. № 16. С. 418.
[38] Byrnes R. F.Pobedonostsev. His Life and Thought. Bloomington,
1968. P.207—208; Aronson M. Troubled waters... P. 168.
[39] Перетц Е. А.Дневник (1880—1883). М.; Л., 1927. С. 131—132.
[40] Определения Правительствующего Сената от 10 мая 1882 г. «О
преследовании всяких насилий над личностью и имуществом евреев» и «О подтверждении
губернским начальством о своевременном принятии мер для предотвращения
беспорядков против еврейского населения» // НХВ. 1882. № 20. С. 535.
[41] Перетц Е. А.Указ. соч. С. 130—131, 133; Зайончковский П. А.Кризис
самодержавия... С. 417.
[42] Победоносцев и его корреспонденты. М.; Пг., 1923. Т. 1. Ч.
1. С. 241; Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия.
М., 1970. С.131.
[43] Рассвет. 1882. № 16. С. 579.
Приложение
ГАРФ, ф. 102, оп. 275, д. 230. Делопроизводство чиновника особых поручений
о еврейских беспорядках в Балте. (Копия находится в Центральном историческом
архиве еврейского народа в Иерусалиме. NMF 43.)
Л. 4.
Письмо министра внутренних дел графа Игнатьева 5 апреля 1882 г. подольскому
губернатору Л. А. Милорадовичу.
М. Г. Леонид Александрович.
2-го апреля корреспондентом Городецким из Балты была подана телеграмма
в редакцию «Голоса» за № 285 с описанием последствий бывших в означенном
городе еврейских беспорядков, что таковая пропущена Вашим правом. Не признав
возможным разрешить доставление этой телеграммы по назначению, так как
описанные корреспондентом факты, по-видимому, преувеличены и не согласуются
с поступающими по этому же предмету официальными донесениями, я (нрзб)
долгом считаю Вас уведомить о сем Ваше превосходительство покорнейше на
будущее время относиться более строго сим образом по пропуску телеграмм
с такими сведениями, оглашение которых совершенно напрасно послужило бы
к возбуждению общественного мнения. Примите и прочее.
Граф Игнатьев.
Л. 4.
№ 144 от 18 апреля 1882 г.
Г. Начальнику подольского губернского жандармского управления.
В фельетоне газеты «Голос» от 11-го апреля помещена корреспонденция из
г. Балты под заглавием «Балтский погром», в которой по поводу происшедших
там 29 и 30 марта беспорядков, направленных против евреев, сообщается о
бездействии местных полицейских чинов и прочих должностных лиц, не принимавших
никаких мер ни к предупреждению, ни к прекращению беспорядков. Независимо
от сего в Департаменте государственной полиции имеются сведения, будто
бы во время беспорядков в Балте было обесчещено 18 женщин, в том числе
мать и дочь вместе, причем рассказывается случай, что одну девушку, решившую
сопротивляться, связали веревками.
Покорнейше прошу Ваше высокоблагородие собрать данные, насколько могут
заслуживать доверия факты, изложенные в вышеупомянутой газетной корреспонденции,
а также насколько справедливы сведения относительно обесчещения женщин,
и о последующем мне сообщить.
Директор Плеве.
Л. 5.
Телеграмма
Каменец-Подольский
Начальнику губернского жандармского управления
Телеграфируйте немедленно насколько справедливы появляющиеся постоянно
сведения об изнасиловании женщин и вообще о неистовствах толпы во время
беспорядков в Балте.
Директор Плеве.
Л. 6.
Телеграмма
Киев. Генерал-губернатору
В газетах не перестают появляться известия о бездеятельности полицейских
властей, неистовствах толпы, изнасиловании женщин во время беспорядков
в Балте. Покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство сообщить мне точные
сведения и, в случае действительности этих фактов, какие меры приняты Вами
для взыскания с виновных.
Одна из наихудших корреспонденций была написана мировым судьей Людвигом.
Министр внутренних дел граф Игнатьев.
Л. 8.
Телеграмма № 2336 от 18 апреля 1882. Передана по телеграфу Департамента
государственной полиции. Каменец-Подольский
Начальнику жандармского управления
Прошу сообщить подробные сведения о политической и нравственной благонадежности,
общественном положении и степени влияния, каковым пользуется мировой судья
Балтского уезда Людвиг.
Директор Плеве.
Лл. 9—11.
7 мая 1882 г. В Департамент государственной полиции. Получено 19 мая 1882
г.
На предписание Департамента государственной полиции от 18 апреля
за № 144 честь имею донести, что беспорядки в Балте начались 29 марта.
Полицмейстер г. Балта для защиты евреев вызвал из пригородных селений крестьян,
но те присоединились к толпе мещан и вместе с ними разносили еврейские
дома. Возбуждено дел за изнасилование всего пять, одно дело направлено
для составления обвинительного акта и другое для прекращения, остальные
три дела находятся еще у следователя и какое получат дальнейшее направление,
неизвестно. Что касается до изнасилования матери с дочерью, то дело разъяснилось
следующим образом: в то время, когда один из толпы насиловал дочь, то на
крики ее и ее матери явился пьяный городовой, который посягал, стоя, изнасиловать
мать, но будучи пьян, не был в состоянии этого сделать.
Вообще погром в Балте был сильный, были случаи грабежа. Полиция, при малом
числе полицейских, не в состоянии была ничего поделать. Вообще в публике,
даже интеллигентной, замечается сочувствие к еврейским беспорядкам, так
как еврейское население возбудило здесь общую ненависть. Обвинять полицию
в бездеятельности нельзя. Как только начались беспорядки, немедленно выехал
туда губернатор и прокурор окружного суда. Если бы полиция действительно
бездействовала, то прокурор привлек бы ее к ответственности. Полицмейстеру
г.Балты Томашевскому предложено, как говорят, искать другое место. Воинский
начальник действительно поставил войска около церкви и, как говорят, отказал
тронуть оттуда к месту беспорядков, говоря, что он не может оставить церковь.
Положение войск во время беспорядков тоже странное: положим, чисто берет
ружье на руку, какой-нибудь (нрзб) лезет на штык, солдату ничего не остается
делать, как штык поднять кверху, такой случай был в Летичеве. Евреи во
многом сами виноваты в беспорядках: как только они видят, что сила на их
стороне, они делаются вызывающе нахальными. В Летичеве беспорядки начались
вследствие того, что четыре еврея побили одного русского. Евреи из боязни
рассказывают вещи совершенно вымышленные, которые возбуждают народ. Так,
неизвестный еврей рассказывал ямщику, что вследствие Балтских беспорядков
двести человек расстреляно в Киеве. На ответ же ямщика, что этого быть
не может, чтобы царь приказал за это людей расстреливать, еврей пояснил:
нет верно, царь нас любит, мы деньги платим.
Все, что евреи рассказывают о беспорядках, всегда преувеличено. Так, например,
в Могилеве [-Подольском] произошел пожар вследствие неосторожного обращения
с огнем одного еврея. Евреи же старались всеми средствами найти виновного
между христианами. На пожаре сгорело 82 лавки, но не большие лавки, а маленькие
шкафчики с мелочным товаром, а евреи кричат, что понесли огромный ущерб.
Также можно сказать и про Балтские беспорядки: беспорядки были действительно
большие, но в статье, помещенной в «Голосе» под заглавием «Балтский погром»,
все разукрашено и раздуто, как видно, под еврейским влиянием. Относительно
мирового судьи Людвига, я слышал, что он человек совершенно безличный,
таков про него вообще слух. Более подробные сведения о нем я буду иметь
честь представить Департаменту дополнительно в самом непродолжительном
времени.
Начальник подольского губернского жандармского управления полковник [подпись].