УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬРина Неер |
Одна из еврейских героинь Второй мировой войны, совсем молодая девушка. После гибели в 1944г., когда ей было 23 года, она стала чуть ли не легендой. О ней рассказывают в школах, пишут книги, слагают песни. Ее именем названы улицы почти во всех городах Израиля. В Иерусалиме, Рамат-Гашароне, Тель-Авиве, Акко, Рамле, Раанане, Ашдоде, Хайфе, Тверии и т.д.
Хана Сенеш родилась в Будапеште в 1921г. в семье ассимилированных евреев. Отец, Бела Сенеш, был драматургом, и его пьесы имели успех. Здоровьем он был слаб и рано умер, Хане не было тогда и шести лет. Матери, Катерине Сенеш, пришлось одной растить Хану и ее брата Дьердья, годом старше Ханы.
До всего любознательная, литературно одаренная, Хана с 12 лет начала писать стихи. Она блестяще занималась, любила книги, театр, кино, путешествия. В ее дневнике, который она тщательно вела, чувствуется нарастающее беспокойство по мере приближения гитлеровской опасности, распространявшейся на Центральную Европу в 1938-39гг.Ее привлекали разные идеалы, как это бывает у подростков. Но когда ей пошел восемнадцатый год, она выбрала для себя сионистский путь. "И все мои мысли устремлены к Палестине. Мне интересно все, что ее касается, а все остальное отошло для меня на второй план" - записала она в дневнике в ноябре 1938г.1 Она приняла решение переселиться в Эрец-Исраэль (под английским мандатом), как только ей исполнилось 18 лет и она кончила гимназию.
Когда ее брату Дьердью исполнилось 18 лет, он уехал во Францию для продолжения учебы, поскольку в Венгрии была строгая норма приема евреев в университеты.
На пасхальные каникулы 1939г. Хана с матерью поехали в Париж навестить Дьердья. Хана очень обрадовалась, когда узнала, что брат тоже стал сионистом. Он тоже хотел переехать в Эрец-Исраэль, и в конце концов решила последовать за ними мать.
Поскольку Венгрия была союзницей Германии, когда началась война, она ее не коснулась. У Ханы была возможность, хоть и не без трудностей, осуществить свои намерения. В середине сентября 1939г. она покинула Будапешт, добралась до румынского порта Констанца, откуда и прибыла в Хайфу, а оттуда - в сельскохозяйственную школу в Наглаль, где она с увлечением занималась. Через два года она обосновалась в кибуце Сдот-Ям, недалеко от Кейсарии. Это было чудесное время, несмотря на опасность войны, грозившей Палестине. Хана продолжает писать стихи, теперь уже на иврите. Самое знаменитое стихотворение тех лет - "Эли, Эли, шело игамер леолам..." (Б-г мой, Б-г мой, который пребудет вечно); положенное на музыку Давидом Загави, оно стало песней-молитвой, которую чаще всего поют в Израиле даже не на поминальных церемониях.
Но с конца 1942г. постепенно становится известно, что творится в Европе: аресты, депортация, газовые камеры. Венгрия остается союзницей Германии и еще не оккупированной. Но Хана думает о евреях других стран Европы, уже захваченных, и мучается мыслью, что не может прийти им на помощь.
Наконец она узнает, что молодых евреев из Эрец-Исраэль собираются послать на задание; англичане будут их тренировать в Египте и забрасывать на парашютах через линию фронта для поддержки евреев и организации их переправки в Эрец-Исраэль.
Она не одинока. Есть много добровольцев, почти все члены киббуцев. Но англичане не торопятся. Наконец, они приняли для тренировки 240 человек, из которых только 32 были допущены к выполнению операции. Из этих тридцати двух семеро попали в руки к немцам и героически погибли. Среди них, кроме Ханы Сенеш, были Энцо Серени и Хавива Райк, о которых следует хотя бы коротко сказать.
Энцо Серени (1905-1944) был самым старшим из всех допущенных до тренировок. Этот выходец из старинной еврейской семьи в Италии с женой и грудным ребенком приехал в Эрец-Исраэль в 1927г. Вдумчивый, энергичный, решивший променять буржуазную жизнь своей семьи в Риме на жизнь первопроходца в Эрец-Исраэль, он стал одним из основателей киббуца Гиват-Бренер. В кибуце после его гибели назвали культурный центр его именем в память о нем.
Во время многочисленных поездок в различные страны Европы и в Ирак, начиная с 1933г., он понял, какая опасность грозит евреям. Сначала его не хотели принимать в парашютный десант из-за возраста - ему было около сорока; но он так настаивал, что под конец высадился в 1944г. в северной Италии, занятой немцами. Вскоре после приземления его обнаружили отослали в концлагерь Дахау в Германии, где в ноябре 1944г. он скончался под пытками.
Киббуц Нецер-Серени около Нес-Ционы в районе побережья назван в его память.
Хавива Райк (1914-1944) родилась в Словакии, росла в семье очень скромного достатка, должна была тяжело работать с юных лет, чтобы помогать родителям. Семья была настолько ассимилирована, что одним из редких праздников, которые она себе позволяла отмечать, был Рош-Гашана.
Однажды, когда Хавиве было 16 лет, ей в руки случайно попала книга о сионизме. Она была потрясена, и отныне сионизм занимал все ее мысли. Когда после долгого отсутствия ее увидел старший брат, он ее не узнал. "Хавива стала одержимой!" - воскликнул он. Но кончилось тем, что она его убедила, и он тоже переехал в Эрец-Исраэль.
Став активным членом молодежного движения "Гашомер-гацаир", Хавива приехала в Эрец-Исраэль в сентябре 1939г. почти одновременно с Ханой Сенеш. Но тогда они не были знакомы. Хавива стала членом кибуца Маанит.
В 1942г. продвижение к Египту немецких войск под командоваием Роммеля грозило Палестине войной. Хавива чувствовала всю серьезность положения и к тому же узнала, что творится в Европе. Она записалась добровольцем в парашютный десант. Там и пересеклась ее судьба с судьбой Ханы Сенеш, старше ее на 7 лет.
В сентябре 1944г. ее забросили на парашюте вместе с тремя парашютистами в Словакию, где они связались со словацкими евреями и оказали им моральную поддержку. Для них это были очень тяжелые недели. В конце концов немцы их арестовали. Об их последних днях известно очень мало, потому что только одному из них удалось спастись.
Тела Хавивы и двух ее товарищей - Цви Бен-Яакова и Рафаэля Раиса - были найдены в груде трупов в Словакии. Их удалось опознать по обрывкам книги, которая называлась "Женщины-киббуцницы" и была при Хавиве.
Киббуц в 8 км. от Хедеры назван в ее честь "Лагавот-Хавива". На израильской карте можно найти и другое место, названное в ее честь "Гиват-Хавива", возле ее киббуца Маанит. Гиват-Хавива - место съездов партии МАПАМ и движение "Гашомер га-цаир", а также исследовательский и педагогический центр, библиотека и архив.
Но вернемся к Хане Сенеш. На тренировках в Египте она выделялась энергичностью, целеустремленностью и неутомимостью. Она с нетерпением ждет момента, когда ее забросят в Югославию, откуда она с еще несколькими еврейскими парашютистами должна была пробиться в Венгрию, тогда еще в войне не участвовавшую союзницу Германии. В Египте она получила письмо, в котором ее брат Дьердь сообщал, что прибыл в Эрец-Исраэль. Для нее это было большой радостью.
Парашютисты приземлились 13 марта 1944г., и точные планы, как пробиваться в Венгрию и что там делать, были уже составлены. Но 19 марта немцы, напуганные продвижением русских на запад, вторглись в Венгрию. Все планы пришлось пересмотреть, а Хане с товарищами задержаться в Югославии почти на три месяца. Потянулись долгие вечера в горах с югославскими партизанами. Хана вызывала восхищение этих крестьян-патриотов, которые никогда не видели такой отважной девушки, выносливой и живой. Она стала для них легендарным образом. Несмотря на такие тяжелые времена, она продолжала писать стихи. Одно из последних "Благословенна спичка, которая сжигает себя, чтобы зажечь другой огонь" стало особенно известным, потому что оно символизировало ее жизнь и преданность, которые зажгли много других огней.
9 июня 1944г. был предпринят нелегальный переход через венгерскую границу. Опасность грозила большая, но надежда хоть что-нибудь сделать для венгерских евреев поддерживала Хану. "Лучше умереть со спокойной совестью, - говорила она своим товарищам, - чем отказаться от нашего задания."
Они подошли к венгерской деревне, где им должны были передать фальшивые документы. Не успела она в нее войти, как ее случайно обнаружил жандарм и передал нацистам. Под страшными пытками она не выдала ни своих товарищей, ни кодов, которые знала.
Ее посадили в будапештскую тюрьму, куда полиция привела ее мать. Мать была потрясена: она считала, что ее дочь в безопасности в Палестине.
Два месяца в тюрьме секретных служб, три недели в камере. Хане удалось связаться с соседями, поднять дух заключенных, а главное - несмотря на допросы и пытки она отказывается говорить. 28 октября ее обвинили в шпионаже. Хана отвечает судьям с непередаваемым спокойствием. Красная армия продвигается к Венгрии, и Хану не покидает надежда. Но 7 ноября 1944г. ее безжалостно расстреляли во дворе будапештской тюрьмы.
Ее преданность своему делу, мужество, и трагическая кончина поставили ее в ряд больших еврейских героинь нашего времени.
Примечание
1. Хана Сенеш, ее жизнь и дневник, Лоццон, 1971, стр. 64.