УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬРина Неер |
Восстание в Варшавском гетто, начавшееся в апреле 1944г. стало символом всего еврейского сопротивления в Польше против немцев во время Второй мировой войны. Однако были повстанцы и во многих других гетто, устроенных нацистами, чтобы собрать в определенных местах евреев и тем самым облегчить себе задачу их уничтожения. В память об этих бойцах всех гетто улицы во многих городах Израиля названы "Лохамей гагетаот" ("Бойцы гетто") или "Мордей гагетаот" ("Повстанцы гетто"). Слово "гетто" всегда стоит во множественном числе, чтобы напомнить: восстание было не только в Варшавском гетто, но и в других - в Вильно, В Белостоке и во многих других местах. Киббуц "Лохамей гагетаот" севернее Хайфы, основанный пережившими Катастрофу, стал центром, где хранится документация того времени и проводятся вечера памяти.
Повстанцы знали, что ведут безнадежную борьбу, но не хотели умирать, даже не попытавшись защититься и уничтожить хоть сколько-нибудь немцев. Мужество их было невероятным в тех невыносимых условиях. Участники и свидетели тех событий почти все погибли во время Катастрофы; о них известны лишь некоторые сведения, переданные очень немногими оставшимися в живых. День памяти шести миллионов погибших, который отмечается в Израиле, называется "День катастрофы и героизма", чтобы подчеркнуть, что отважные бойцы не забыты - хоть их имена чаще всего неизвестны.
Вот почему имя руководителя восстания в Варшавском гетто Мардехая Анилевича стало как бы символом неизвестных или малоизвестных повстанцев. Почти во всех города Израиля есть улицы его имени: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Беэр-Шеве, и в городах поменьше: в Нетании, Цфате, Бней-Браке, Ашкелоне, Раанане, Акко, и т.д. Киббуц, основанный в конце 1943г. членами молодежного движения "Гашомер-гацаир", называется "Яд-Мордехай" в его честь. Там стоит статуя Анилевича работы израильского скульптора Натана Рапопорта, известного своим монументальным памятником в Варшаве, воздвигнутым бойцам всех гетто. Копия была сделала для мемориала "Яд-Вашем".
Мордехай Анилевич всю свою слишком короткую жизнь (он погиб в 23 года) был активным членом молодежного движения "Гашомер-гацаир".
Когда в 1939г. началась война, Анилевич стал одним из руководителей варшавской группы. Ему было 20 лет, когда немцы прошли парадным маршем по Варшаве. Он бежал на Восток, в сторону России и попытался пробраться в Палестину через румынский порт на Черном море. Но Румыния закрыла границу, и Анилевич не смог ее перейти. Тогда он отправился на север в сторону Вильно, куда бежали многие молодые евреи из оккупированной Польши. Там он нашел многих товарищей по молодежному движению, организовал их, но ненадолго.
В июне 1940г. Литва была аннексирована Советским Союзом, и все сионистские организации должны были немедленно прекратить свою деятельность. Многие руководители были арестованы и высланы в Сибирь. Анилевич решил вернуться в Варшаву и взять на себя заботу о членах молодежного движения.
Это было еще во время русско-немецкого союза, и границу можно было пересечь относительно безопасно.
В ноябре 1940г. немцы начинают отправлять в гетто варшавских евреев. Мало-помалу они начинают сгонять туда евреев из других мест. Положение в Варшавском гетто становится все более и более тяжелым из-за нехватки продуктов питания.
Анилевич не сдается. Он собирает членов "Гашомер-гацаир" и тех, кто хочет к ним присоединиться, в своего рода киббуц внутри гетто.
В этой группе царит боевой дух. Анилевич организует для детей всевозможные мероприятия воспитательного характера внутри гетто и создает подпольную газету "Негед газерем" ("Против течения"), чтобы поднять дух обитателей гетто. Он одержим мыслью об активном сопротивлении немцам, и начинает много о нем говорить.
Как только ему удалось выйти ненадолго из гетто, он отправился в еврейские общины западной Польши, организовал молодежь из "Гашомер-гацаир" и постарался поддержать всех.
Летом 1942г. он узнал об ужасах массовых депортаций из Варшавы, которые назывались "большой акцией". Тогда он решил вернуться в Варшаву и создать сеть самообороны. В декабре 1942г. так была создана еврейская боевая организация, которую он и возглавил. Он отказался от всякой другой деятельности и посвятил себя исключительно организации вооруженной борьбы.
В Варшавском гетто перед страшной "акцией" летом 1942г. было от трехсот до трехсот семидесяти тысяч евреев. Когда Анилевич вплотную занялся организацией вооруженной борьбы, в гетто оставалось от тридцати до тридцати пяти тысяч евреев. Молодежь решила сражаться всеми доступными ей средствами против нацистов и умереть достойно в бою.
19 апреля 1943г. началась вооруженная борьба, хотя почти не было оружия. Кое-что получили от польского сопротивления. В гетто изготовляли бутылки с зажигательной смесью, рыли подземные переходы, укрепляли, сколько можно, боевые позиции в домах. Штаб восстания помещался на улице Милая, 18. Его превратили в бункер. Борьба была совершенно неравной, и никто не строил себе иллюзий насчет ее исхода. "Мы не хотели спасать свою жизнь, - напишет потом один из немногих оставшихся в живых. - Никто не думал, что выйдет оттуда живым. Мы хотели спасти свое человеческое достоинство."
История героического сопротивления Варшавского гетто была описана много раз. Трудно здесь передать благородство, мужество, изобретательность ее бойцов, а также ужас, пожары, горы трупов.
Восьмого мая через, три недели от начала восстания, центр "Милая, 18" был захвачен немцами, а еврейские бойцы убиты. "Так пало около сотни повстанцев и среди них Мордехай Анилевич, самый лучший, самый мудрый, самый благородный из всех, сохранявший в самые страшные моменты спокойствие и улыбку"1.
Отдельные бои еще продолжались до конца июня и даже в июле 1943г. под руководством уцелевших, у которых еще были пули в пистолетах. Горстка последних уцелевших проложила проход на "арийскую" сторону; они присоединились к польским партизанам и задались целью: после войны "рассказать".
Они были услышаны в городах Израиля, где множество улиц изо дня в день напоминают жителям, проходящим по ним, о подвигах Анилевича и других бойцов всех гетто.
Примечание
1. Свидетельство Цивьи Любетникой в книге "Восстание в Варшавском гетто"
Михаэля Борвица.