УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

"КЕРЕН КАЕМЕТ"

"Керен каемет леисраэль" (сокращенно ККЛ) - это очень важная институция, в честь которой названо много улиц: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Нетании, Гиватаеме, Пардес-Хане и т.д.

Действительно, речь идет об осуществлении единственного в своем роде начинания, которое сыграло огромную роль в первой половине XX века.

ККЛ был основан в конце декабря 1901г. на Пятом сионистском конгрессе в совершенно определенных целях. До 1880г. евреи Палестины (под властью турок) жили почти исключительно в городах. Благодаря "Ховевей Цион" и Эдмонду де Ротшильду еврейские первые поселенцы могли покупать земли и строить из них сельскохозяйственные фермы, уже начиная с 1881г. Когда образовалась Всемирная сионистская организация (на конгрессе в Базеле в 1897г.), в Палестине начались сельскохозяйственные работы. Сионистская организация поощряла покупку земель, но не хотела, чтобы создавался класс зажиточных еврейских владельцев, которые эксплуатировали бы бедных крестьян. Сионистское движение с самого начала стремилось создать, по возможности, общество, основанное на равенстве, и пыталось тормозить развитие частной собственности в пользу кооперативной.

В 1987г. Герман-Цви Шапиро1 выдвинул совершенно новую идею, заключавшуюся в том, чтобы владельцем земель, покупаемых на деньги всех евреев, был Национальный фонд. Как бедные, так и богатые должны финансировать этот фонд и становиться своего рода совладельцами земли Израиля. Мысль сочли слишком утопической и отвергли, а через год Шапиро умер.

Но этой идеей загорелся Герцль, и на Пятом сионистском конгрессе 1901 года ему удалось поставить ее на голосование и получить большинство голосов. Как только были объявлены результаты голосования на пленарном заседании, делегаты поспешили стать первыми членами фонда. Очень скоро начали поступать деньги из еврейских общин всего мира, особенно от бедных евреев Польши и России, которые непременно хотели хотя бы скромно участвовать в покупке земель в Эрец-Исраэль для еврейского народа. Вскоре в каждой еврейской семье появилась бело-голубая кружка ККЛ, куда клали как мелкие монеты, так и крупные купюры. Собранные суммы целиком шли на покупку земель в Палестине.

"Керен каемет леисраэль" - владелец земель в Эрец-Исраэль согласно договору, сдает их в аренду на 50 лет. По предписанию Торы на 50-й год - йовель - землю возвращают прежнему хозяину (Ваикра, 25:23-24), на что и опирался Шапиро в своем предложении. В современных условиях арендный договор истекает через пятьдесят лет, и его нужно возобновлять. Когда ККЛ отпраздновал первый йовель, то есть пятидесятилетний юбилей, контракты были возобновлены, и в честь этого юбилея целый район в Иерусалиме назвали Кирьят-Йовель.

Первые земли ККЛ купил в Нижней Галилее и в Иудее (где теперь Хульда, между Иерусалимом и Реховотом), затем - в Иорданской долине, где появился первый киббуц, который назвали Дгания (1909). Покупки продолжались по мере поступления денег. Многие богатые арабы, жившие в Бейруте, Дамаске и других местах, владели землями в Палестине, которые не приносили им дохода, так как были запущенными. Эти "отсутствующие" владельцы, как их называли, охотно продавали эти земли за высокую цену, и у ККЛ не всегда хватало денег, поэтому дело продвигалось медленно. Важным событием стал приезд в Палестину экономиста и социолога Артура Ру-пина2 советы которого позволяли установить первоочередность и политическое значение покупок земли и их обработки.

Еще в конце 19-го века за двадцать лет до создания ККЛ Йегошуа Ханки3 уже помогал советами и на практике покупать земли во время первой алии 1890-х годов. Он хорошо знал страну, в которую приехал с родителями восемнадцатилетним юношей в 1882г. Потом он постоянно сотрудничал с ККЛ, его именем названы улицы в Тель-Авиве, Хайфе, Бней-Браке, Герцлии, Реховоте, Петах-Тикве, Хедере, Ришон-Леционе, Раанане.

Речь идет не только о покупке земель. Необрабатываемые порой веками, целые районы были покрыты камнями, занесены песком или заросли сорняком. Еврейские первопроходцы при поддержке ККЛ подняли целинные земли, осушили многочисленные болота (источники малярии к тому же), насадили деревья, которые впоследствии изменили экологию страны. Лесонасаждение стало своего рода специальностью ККЛ, у руководителей которых появилась замечательная мысль: сажать деревья в честь рождения детей, заключения браков или в чью-то память. Этот обычай сохраняется и до наших дней, и во многих домах Израиля или заграницей есть красиво оформленные удостоверения о посадке от имени семьи стольких-то деревьев в честь рождения (или бар-мицвы) детей.

Центр ККЛ находился сначала в Вене, потом в Кельне и, наконец, переехал в Иерусалим после Первой мировой войны, то есть после создания "еврейского национального очага" в Палестине под мандатом англичан. Покупка земель расширилась особенно после того, как во главе ККЛ стал Менахем Усышкин.

Пионеры тяжело работали в киббуцах или мошавах на землях, которые им сдавал в аренду ККЛ и которые они своими руками сделали плодородными. Географическая конфигурация еврейских земель была крайне важна во время мандата для установления границ будущего еврейского государства. Поэтому страшная "Белая книга", изданная англичанами в 1937г., ограничивала не только иммиграцию, но и запрещала евреям покупать земли в целых районах Палестины, даже если арабские хозяева готовы были их продать. По первому плану раздела Палестины в 1936-37гг. (предложенному комиссией Пиля), было ясно, что раздел между будущим еврейским государством и будущим арабским государством будет проведен примерно в соответствии с принадлежностью земель евреям, живущим на них. Впрочем, этот принцип был заложен и в плане ООН в 1947г.

Значение "Керен каемет леисраэль", как видим, трудно переоценить с точки зрения и политической, и сельскохозяйственной. С момента образования государства Израиль в 1948г. роль ККЛ в покупке земель утратила смысл, но он остался собственником всех купленных им земель. Его деятельность оставалась основополагающей в деле лесонасаждений, обработки земель, очистки их от камней в целинных районах, ирригации и т.д. ККЛ был и остается опорой сельскохозяйственного развития страны.

Через двадцать лет был создан другой национальный фонд, названный "Керен гаесод". Он тоже играет важную роль в развитии страны, но в другой сфере. Его назначение - собирать деньги и финансировать не на коммерческих началах сельскохозяйственные и промышленные предприятия, строительство и т.д. Короче говоря, и "Керен каемет" и "Керен гаесод" сотрудничают между собой в осуществлении одних и тех же задач. Их представители в разных странах - большей частью добровольцы - собирают деньги для Израиля.

"Керен Гаесод" был основан в Лондоне после Первой мировой войны, когда только что созданный национальный еврейский очаг в британской Палестине подавал надежду на более значительное развитие страны, чем при турках. В 1926г. "Керен гаесод" переехал из Лондона в Иерусалим, где и сосредоточено его управление финансами. Деньги собираются в разных странах в порядке разных форм помощи Израилю. Одними из основателей "Керен гаесод" были Хаим Вейцман и Шмарьягу Левин4. Литературные и ораторские способности последнего способствовали тому, что он стал рупором "Керен гаесода" на конференциях во многих еврейских центрах Европы и Америки. "Керен гаесод" и сегодня имеет большое значение. Поэтому многие улицы в Израиле названы в его честь: в Иерусалиме, Хайфе, Беэр-Шеве, Рамле, Цфате, Зихрон-Яакове, Афуле и т.д.

Примечания

1. Герман-Цви Шапиро (1840-1898) из Литвы, глубоко религиозный математик, был профессором в Гейдельбергском университете (Германия). Убежденный сионист, он боролся сначала в рядах "Ховевей Цион", а в последние годы жизни стал последователем Герцля. Крупный ученый и знаток еврейской традиции, он привлекал широкую публику и своими лекциями, и статьями в еврейских газетах. Он был, главным образом, известен как инициатор создания ККЛ. Его именем назвали улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Холоне, Ришон-Леционе, Герцлие и т.д.

2. Артур Рупин (1876-1943) играл решающую роль и в экономике "заселений", и в социальной организации киббуцев, мошавов и т.д. Сионистская организация поставила его во главе "Палестинского бюро", открытого в Яффо в 1908г., и он до самой смерти оставался одной из ведущих фигур в развитии экономики страны. Его именем названы улицы в Иерусалиме и Тель-Авиве. В бейт-шеанской долине киббуц в его честь назван Кфар-Рупин.

3. Йегошуа Ханкин (1864-1945) родился на Украине, был связан почти со всеми покупками земли, будь то через ККЛ или ЕКО (Еврейское колонизационное общество), финансировавшееся в основном Эдмондом Ротшильдом. В 1932г. возглавил "Корпорацию развития палестинской земли". Играл большую роль в покупках земли в изреэльской долине. Мошав в этой долине назван его именем -Кфар-Йегошуа. Умер он в Тель-Авиве, но похоронен на горе Гильбоа, возвышающейся над долиной Изреэль, которая многим ему обязана.

4. Шмарьягу Левин (1867-1935), сионистский лидер, член исполнительного комитета с 1911г., был еще и талантливым писателем. Он писал на иврите и на идише. Очень образованный и замечательный оратор, он ездил на сионистские конференции - в частности, в Америку, где он оставался во время Первой мировой войны. Его статьи во многих еврейских газетах на литературные и политические темы принесли ему известность как одному из сионистских вождей его поколения. Его именем названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Холоне, Беэр-Шеве, Герцлии, Кфар-Саве, Ришон-Леционе. Севернее Герцлии поселение Кфар-Шмарьягу названо в его честь.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz