УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Т. ГЕРЦЛЬ И М.НОРДАУ

В Израиле все знают, кто такой Теодор Герцль. Нет сколько-нибудь значительного населенного места без улицы или проспекта Герцля - здесь всех их не перечислить. Более того, город Герцлия тоже назван в его честь.

Но если в общем роль Герцля известна как основателя сионистского движения и "предсказателя" еврейского государства, то некоторый моменты его короткой жизни заслуживают отдельного разговора.

Родился он в 1860г. в Будапеште, где получил начальное образование. Когда ему было 18 лет, семья поселилась в Вене, где он и прожил всю жизнь. В молодости проявлял способности к литературе. Писал романы, пьесы, статьи в газеты. Короче, был писателем, пользующимся успехом в Вене конца XIX столетия, где бурлила интеллектуальная жизнь.

В 1895г. газета "Новая свободная печать" направила его специальным корреспондентом в Париж на процесс Альфреда Дрейфуса, обвиненного в измене родине. И Герцль слышит, как французская толпа, собравшаяся на площади Инвалидов, ревет: "Смерть евреям!". Нет, не "смерть Дрейфусу", что было бы относительно логичным, поскольку его считают виновным, а именно "смерть евреям" - всем евреям за предполагаемое преступление одного из них! И этот рев того самого французского народа, который столетием раньше впервые в Европе дал евреям равные права с остальными гражданами, потряс Теодора Герцля до глубины души и заставил предаться горьким размышлениям о еврейском вопросе.

Не в силах прийти в себя, он за несколько недель написал на своем родном немецком языке брошюру-программу, которую назвал "Еврейское государство". В эти же недели он начинает издавать свою газету, которая выходит до самой его смерти.

Благодаря этой газете мы знаем о беседах, о встречах Герцля, в частности, в первые месяцы 1895 года. Когда он рассказывал друзьям о своей идее создания еврейского государства, некоторые серьезно беспокоились о его душевном состоянии и советовали обратиться к психиатру. И он, действительно, обратился к психиатру - доктору Максу Нордау, тоже уроженцу Будапешта, ставшему очень известным в Париже психиатром (куда он переехал в 1880г., когда ему было 30 лет). Нордау был еще и писателем, нелицеприятно анализирующим деградацию европейской философии и поэзии того времени (одна из его самых известных книг так и называется: "Деградация").

Нордау сразу же загорелся идеей создания еврейского государства. В конце разговора, в котором Герцль изложил свои мысли, Нордау воскликнул: "Если вы сумасшедший, то и я тоже! Можете на меня рассчитывать". И действительно, Макс Нордау стал правой рукой Герцля во всех его начинаниях на всех сионистских конгрессах. Он, как и Герцль, радовался Декларации Бальфура. После жутких погромов на Украине 1919г. он призвал Сионистскую организацию немедленно рассмотреть вопрос о перевозке 600 000 евреев из России в Палестину, тогда подмандатную территорию Англии. Сионистские руководители сочли такой план нереальным. В 1921г. Нордау был уже тяжело болен, и ему пришлось отказаться от сионистской деятельности, как раз когда рассматривался этот вопрос. Спустя два года он умер в Париже. В 1926г., по инициативе Меира Дизенгофа - мэра Тель-Авива, останки Нордау были перезахоронены на старом тель-авивском кладбище, которому Нордау уделял особое внимание.

Именем Нордау названо много улиц в Израиле: в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, Ашдоде, Бней-Браке, Бейт-Шеане, Хедере, Рамле, Петах-Тикве, Рамат-Гане, Нетании и т.д. - словом, почти во всех городах и поселках.

Как уже было сказано, начиная с той решающей встречи в 1895г., между Герцлем и Нордау установилась тесная связь, хотя Герцль в конце 1895г. вернулся в Вену. Там и вышла в свет брошюра "Еврейское государство" в феврале 1896г. Почти тотчас же она была переведена на иврит, английский, французский, русский, румынский. На сей раз почувствовав поддержку, Герцль готовит съезд Сионистского конгресса, который состоялся в Базеле (Швейцария) с 29 по 31 августа 1897г. На нем Герцль был избран председателем. Была принята "Базельская программа", составленная Максом Нордау. Она лежала в основе сионистского движения вплоть до 1948г. "Сионизм имеет целью создать для еврейского народа очаг в Палестине, обеспечивающий ему гражданские права". В программе фигурирует и "упрочение национального самосознания еврейского народа", что отвечало запросам сторонников "культурного сионизма" Ахад Гаама.

Герцль видел главную цель в политическом признании государства для евреев. Вечером после первого же заседания Конгресса он записал в своем дневнике фразы, ставшие потом знаменитыми: "В Базеле я основал еврейское государство. Если бы сегодня я произнес эти слова вслух, они вызвали бы всеобщий хохот. Но, возможно, через пять и наверняка через пятьдесят лет, это станет очевидно всем". И действительно, через пятьдесят лет и девять месяцев после тех августовских дней 1897г., в мае 1948г. было провозглашено независимое Государство Израиль - после того как 29 ноября 1947г.1 в ООН проголосовали за его создание, о чем так мечтал Герцль.

Он ушел из жизни рано. До самой смерти, наступившей в июле 1904г., Герцль не прекращал активной деятельности в трех направлениях: 1) искал финансовую поддержку, 2) добивался у сильных мира сего получения международного признания еврейского государства в Палестине, что для него было важнее физической обработки земли, 3) укреплял сионистскую организацию, родившуюся на конгрессе в Базеле.

По первому пункту трудно было добиться успеха, и Герцля постигло тяжелое разочарование. Но наконец в 1902г. был создан "Англо-палестинский банк" в Лондоне. В него поступали деньги, необходимые для развития сельского хозяйства в Палестине. Позднее банк открыл филиал в Палестине, и в 1951г., спустя три года после образования Государства Израиль, банк был преобразован в Национальный банк Израиля (на иврите "Банк леуми леисраэль).

Второй пункт (международное признание еврейского государства) очень беспокоил Герцля. Он ходатайствовал перед константинопольским султаном, бывшим тогда хозяином Палестины, перед немецким императором Вильгельмом II - союзником султана, вел переговоры в Англии на собраниях и в кулуарах, ездил по всему миру включая Палестину в 1898г. (в первый и последний раз) - все было напрасно. Третий пункт был самым легким. Из всех еврейских общин в центральное бюро в Вене поступали заявления о присоединении к движению.

Присоединялись целыми группами и в одиночку, особенно члены "Ховевей Цион" из России, которые, гораздо больше Герцля настаивая на обработке земли, присоединялись, тем не менее, к сионистской организации.

Но у Герцля было и много противников, их число увеличивалось, по мере того как его политические ходатайства перед сильными мира сего терпели неудачи. Многие считали, что планы эмиграции в Аргентину на деньги барона Мориса Гирша намного надежнее мечтаний "возмутителей спокойствия", которые подвергают пересмотру спокойное положение евреев в тех странах, где они, наконец, чувствуют себя хорошо. Что же касается евреев, все еще преследуемых, пусть эмигрируют в Америку, в Северную или Южную, без шума, потихоньку.

Эти аргументы и критика не поколебали Герцля, который продолжал поездки и деловые встречи. Но оппозиция появилась и в самом сионистском движении с наступлением событий 1903 года. В апреле, как новый взрыв бомбы, разразился кишиневский погром. Сразу же Герцль возобновляет связи с Англией и в начале августа во время поездки во Россию узнает новость о том, что Англия готова предложить евреям автономный очаг в одной из своих африканских колоний - в Уганде. :

Это предложение Герцль с воодушевлением передает Шестому сионистскому конгрессу в Базеле в конце августа 1903г. Хотя и не без колебаний, Макс Нордау поддерживает его и бросает фразу, ставшую знаменитой: "Нам необходимо какой-нибудь постоялый дом, какое-нибудь место, где гонимые смогут передохнуть. Если Англия нам его предлагает, пусть и в Уганде, мы должны согласиться". После яростных споров поставили вопрос на голосование. Из 500 делегатов 295 проголосовали за, 178 - против и 132 воздержались. По законам демократии 178 делегатов должны были подчиниться большинству. Но они были настолько убеждены, что согласиться на Уганду значит загубить дело сионизма, что дружно встали и молча покинули зал. Остальные были просто потрясены. Герцль смертельно побледнел. Голосовавшие против все были из России - а ведь главным образом для них хотели найти "постоялый двор". Но они, собравшись в соседнем зале, уселись на пол, как во время поста 9-го Ава2, и пели траурные псалмы. Если предложение Уганды действительно будет принято, с надеждами на Сион - покончено.

Самым ярым противником Уганды стал Менахем Усышкин3, как только узнал об этом предложении. Его поддержал Бер Ворохов4, который колесил по всей России, ратуя за сионистский социализм и яро протестуя против Уганды. Таким образом, в сионистском движении произошел серьезный раскол. Он достиг апогея, когда в июле 1904г. в возрасте сорока четырех лет умер Герцль.

В следующем 1905 году на конгрессе план Уганды был окончательно отвергнут, но незначительное меньшинство с таким решением не согласилось и, выйдя из Сионистской организации, основало партию "территориалистов", готовую создать еврейский национальный очаг в любой стране. Во главе стоял крупный еврейско-английский писатель Исраэль Зангвиль5. Но после Декларации Бальфура "территориализм" прекратил свое существование, и Зангвиль вернулся в сионистскую организацию. Его именем названы улицы в Иерусалиме и Тель-Авиве.

Похороны Герцля в Вене превратились в грандиозную манифестацию. Более 10000 делегатов приехали из всех еврейских общин в мире. Согласно последнему волеизъявлению Герцля, на похоронах не было никаких речей.

В августе 1949г., спустя 45 лет, гроб Теодора Герцля был привезен в государство Израиль, ставшее, как он и предсказал, государством независимым и признанным большинством стран мира. Здесь на холме близ Иерусалима, переименованном в "Гору Герцля", состоялось перезахоронение Теодора Герцля в присутствии десятков тысяч евреев, многие из которых, пережив лагеря смерти, обрели родину благодаря Герцлю и всем тем, кто шел по намеченному им пути.

Примечания

1. В Иерусалиме и Герцлии есть улица 29-го ноября.

2. День разрушения Первого и Второго Храма.

3. Усышкин как раз тогда находился в Палестине и поэтому не присутствовал на Шестом сионистском Конгрессе.

4. Бер Ворохов (1881-1917). Во многих городах Израиля есть улицы его имени: в Иерусалиме, Тель-Авиве и т.д. Родился на Украине, очень молодым вступил в движение социалистов и одновременно сионистов. В 20 лет основал в Днепропетровске (бывший Екатеринослав) Союз трудящихся социалистов-сионистов. Затем эта организация присоединилась к "Поалей-Цион" (партии "Рабочие Сиона" социалистического толка), которую поддерживал Сыркин. Как и Сыркин, Ворохов был теоретиком социалистического сионизма. Его социальные и политические статьи печатались во многих газетах. Он уехал из России в 1907г. в Вену, но в 1914г. переехал в США. Он оказывал огромное влияние на идеологию пионеров-социалистов, приехавших в Палестину, хотя сам к ним не присоединился.

5. Израэль Зангвиль (1864-1926) родился в Лондоне в семье еврейских эмигрантов из России, стал знаменитым после своего первого романа "Дети гетто", вышедшего в 1892г. Потом его новеллы "Мечтатели из гетто" о видных личностях в еврейской истории укрепили за ним славу талантливого писателя. Сатирическая новелла "Повелитель нищих" имела огромный успех. Зангвиль написал еще много новелл и романов не из еврейской жизни.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz