УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬРина Неер |
Эти два человека были религиозными предшественниками политического сионизма. Не будучи между собой знакомы, живя в разных концах света, они создали новое направление в традиционной еврейской философии: вера в массовое и окончательное возвращение евреев в Эрец-Исраэль даст плоды лишь в том случае, когда они сами за это возьмутся. На протяжении веков изгнания сформировалась следующая идея: поскольку изгнание произошло по воле Б-га, только Он и положит ему конец, когда сочтет нужным. Люди не в праве брать это на себя - это значило бы в каком-то смысле нарушить б-жественную волю.
И вот, в середине Х1Хв. сефардский раввин Йегуда Алкалай (1798-1878) пришел к выводу, что еврейские источники говорят об обратном: инициатива должна исходить от людей, а уже потом Б-г завершит их дело, послав Машиаха.
Такому повороту мысли Алкалай был обязан не только складу своего ума, но и влиянию политики окружающего мира. Пробуждение национального самосознания в Европе того времени укрепляет его в том, что он правильно толкует традиционные тексты: еврейский народ должен снова осознать себя народом и вернуться в свою страну, в Эрец-Исраэль.
У него были очень тесные и конкретные связи с Эрец-Исраэль, поскольку он вырос в Иерусалиме, хотя родился в Сараево. Но в 27 лет он возвращается в родной город, а потом становится раввином маленькой общины Землина (под Белградом), находившимся тогда под властью австрийцев. Там среди сторонников его идеи, которую можно назвать предсионистской, был и дедушка Теодора Герцля (со стороны отца).
Белград оспаривали между собой турки, австрийцы и сербы. Это были ожесточенные баталии между этническими группами, которые отстаивали свою национальную принадлежность. В такой сложной политической обстановке и созрели идеи Йегуды Алкалая.
Его первая программная книга "Даркей Ноам" ("Путями доброжелательства") появилась в 1839г. на ладино, разговорном языке большинства евреев Турецкой империи, почти поголовно потомков евреев, изгнанных из Испании. Потом Алкалай писал уже только на иврите, и возрождение языка составляло часть его программы.
Резкое сопротивление со стороны ортодоксальных кругов его не обескуражило. Эрец-Исраэль нуждалась в евреях-сельскохозяйственниках, в еврейской армии, в возрождении иврита. И он отправляется после 1850 года на много месяцев в Англию. Повсюду, куда он приезжает, он создает группы под названием "общества по устройству в Эрец-Исраэль". Название расплывчатое, но задача ясна: способствовать развитию крупномасштабного сельского хозяйства в Стране Израиля. К сожалению, группы эти были крайне малочисленны. Последние годы своей жизни он делит между Иерусалимом и Сербией. Его усилия не возымели большого успеха. Ортодоксальные сефардские раввины как в Палестине, так и на Балканах, не приняли его идеи о том, что "национальное пробуждение" должно исходить сначала от людей. Не было у него аудитории и в реформистских общинах, которые в ту эпоху процветали в Германии, ибо те напрочь отметали мысль о возвращении в Сион и дошли до того, что исключили из своих молитвенников просьбы восстановить Иерусалим. Несмотря на множество статей (переведенных на многие языки), Алкалай не имел успеха.
И все же во многих городах улицы носят его имя: в Иерусалиме, Хайфе, Бней-Браке, Холоне, Реховоте, Герцлии, Ришон-Леционе, Кфар-Саве и др. Названы они, конечно же, в честь провидца, пришедшего слишком рано в мир, который еще не созрел тогда для его идей. А еще улицы названы его именем потому, что он прожил часть жизни в Иерусалиме, и его привязанность к Эрец-Исраэль была не только теоретической, но и практической. Он хорошо знал страну, потому "то провел в ней всю молодость, он имел точное представление и о трудностях, и о возможностях ее улучшения. Нужно еще добавить, что известный современный писатель Израиля Йегуда Бурла1 сделал его героем своего романа.
* * *
Цви-Гирш Калишер (1795-1874) жил на севере Европы. Он был раввином Торуни, порта на Висле северо-восточнее Варшавы, находившейся в XIX веке под властью Пруссии. Калишер принадлежал к еврейско-немецкой культуре, но пришел к точно таким идеям, как Йегуда Алкалай.
В силу географического положения Торуни Калишер был связан с евреями и Германии, и Польши. Таким образом у него была аудитория больше, чем у Алкалая, который делил свое время между Иерусалимом и Сербией - а в те времена и там, и там еврейские общины были малочисленными. Идеи Алкалая Калишер знал, поддерживал и развивал. Главная его книга (на иврите) "Дришат Цион" ("Требование Сиона"), появившаяся в 1862г., получила широкое распространение. Ее тут же перевели на немецкий, и она стала справочной книгой для тех европейских евреев, которые начали мечтать о национальном пробуждении. Она оказала большое влияние и на Моше Гесса, опубликовавшего отдельные места из нее в своей книге "Рим и Иерусалим"2.
Благодаря идеям Цви-Гирша Калишера Шарль Неттер решает создать сельскохозяйственную школу в "Миквэ-Исраэль". Он даже приглашает туда Калишера, дабы тот научил на месте, как соблюдать предписания Торы относительно ведения сельского хозяйства. Этот план не был осуществлен, и Калишер умирает в Торуне, а не в Палестине.
Его идеи, те же, что и у Алкалая, предвосхитили действительность: более массовое, чем раньше, возвращение евреев в Эрец-Исраэль в сочетании с политическим признанием наций в мире началось уже после его смерти. Вот что он пишет в своей книге "Дришат Цион": "Дорогой читатель, умоляю тебя сбросить с себя душевную лень. Не разделяй мнения, распространенного среди простаков, которые ждут звуков мессианского шофара как сигнала всемирного потрясения. Ни в коем случае! Освобождение начнется с пробуждения самосознания евреев, которые готовы взять на себя трудное дело возвращения в Святую Страну, а уже потом нации дадут согласие на это возвращение."
Раввин Йегуда Алкалай и раввин Цви Калишер были провозвестниками сионизма, главным образом, на религиозной почве. Их идее последовал поколение спустя раввин Шмуэль Могилевер (1824-1898). Заинтересовавшись во время учебы в йешиве раввина Берлина в Воложине, он осознает особую важность плана сельскохозяйственного развития Эрец-Исраэль после погромов 1881г. С тех пор он поддерживает движение "Ховевей Цион". В противоположность многим раввинам Польши и России, он не боится ни открыто стать на сторону "модернистов" - таких, как Лилиенблюм, - ни требовать поддержки у Эдмонда де Ротшильда в Париже.
В 1891г. он едет в Эрец-Исраэль, чтобы составить себе на месте представление о положении первых пионеров. По возвращении он предлагает, чтобы "Ховевей Цион" создали духовный центр "Мерказ рухани", или сокращенно "Мизрахи"3. Идея была выдвинута, но осуществилась она уже после его смерти, и в 1902г. движение "Мизрахи" было введено в качестве религиозной партии в состав Всемирной сионистской организации.
Улицы имени Могилевера есть во многих городах Израиля: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Бней-Браке, Хедере, Бат-Яме, Нетании, Холоне, Петах-Тикве и т.д. Кифбуц "Ган-Шмуэль" тоже назван в память о насаждении цитрусовых в этих тогда пустынных местах возле Хедеры по инициативе Могилевера. Название было дано в 1894г. по случаю празднования семидесятилетия Шмуэля Могилевера.
Примечания
1. Йегуда Бурла (1886-1969) ввел Йегуду Алкалая в свой роман "На горизонте", вышедшем на иврите в 1943г. и имевшем большой успех. Улицы его имени есть в Иерусалиме, Беэр-Шеве, Герцлии, Хайфе.
2. Моше Гесс (1812-1875) считается первым предшественником светского сионизма. Журналист и философ, он жил в Германии и в Париже, принадлежал к социалистическому движению того времени. Его книга на немецком языке "Рим и Иерусалим", вышедшая в 1862г. оказала большое влияние на Герцля. В заголовке имеется в виду Рим во времена Гарибальди, Рим во времена итальянского национального освободительного движения. Он хотел побудить евреев последовать примеру итальянцев.
3. В свете политической обстановки конца ХХ в. Национальная религиозная партия
Израиля ("Мафдаль") является прямым продолжением "Мизрахи".