УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ЦАРЬ ШЛОМО

Сын Давида, царь Шломо был необычайно выдающейся личностью. Ему отведено почетное место в Танахе и в истории еврейского народа.

Три большие книги Танаха написал царь Шломо.

Первая - "Шир гаширим" ("Песнь песней") - поэтический гимн любви. По еврейской традиции эта книга считается поэмой, символически выражающей любовь между Б-гом (женихом) и Израилем (невестой). Действие ее разворачивается на фоне прекрасных пейзажей Страны Израиля, разнообразного растительного и животного мира этой страны (что, между прочим, дало возможность специалистам наиболее достоверно описать фауну и флору той далекой эпохи). Но "Шир гаширим" прежде всего выражает мистический -порыв души человека к его Создателю.

Вторая книга - "Мишлей Шломо" ("Притчи соломоновы") - совершенно иного характера. Это сборник наставлений отца своему сыну (см. 1:1), некоторые их которых стали известными поговорками. Например: "Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей" (Мишлей 1:8). В 31 главе этой книги собраны советы на все случаи повседневной жизни. Читаешь и начинаешь понимать, что человеческая суть осталась такой же, какой была 3000 лет назад...

Третья книга Шломо - "Когелет", "Экклезиаст" -как и две другие, пронизана любовью к Б-гу и страхом пред Ним. Многие меткие высказывания Шломо стали всемирно известными: "Суета сует - все суета", "Ничто не ново под солнцем" и др., а ее автор был и остается символом мудрости.

Известную историю "Суда соломонова" можно прочесть в Танахе (Млахим I, 3:16-28). Шломо был не только мудр, он был человек творческий и преданный Б-гу. Храм в Иерусалиме построил именно он. Для этого требовалась колоссальная рабочая сила и огромное количество необходимого материала, ввозимого из соседних стран. Архитектурный проект Храма схож с архитектурой Мишкана, построенного евреями в пустыне, и техника его построения соответствовала предписаниям Торы: например, не были использован ни один железный инструмент (которые могли бы напомнить о войне). Шломо, "человек мира" - только он один получил право построить Б-жий Храм.

В том, что Храм Б-гу выстроили в определенном месте, в то время как Ему принадлежит вся вселенная, кроется некий парадокс. Шломо прекрасно отдавал себе отчет в нем и, в частности, упомянул о нем в своей молитве - одной из лучших в Танахе, - обращенной к Б-гу в день освещения Храма (Млахим I, 8:23-54).

Кроме всего, Шломо был незаурядным политиком и замечательным дипломатом. Заключенные им союзы с соседними странами (Египет и Финикия) обеспечивали ему прочный мир. Он установил также торговые связи с дальними странами. Построил большой флот. Из Яффского порта его суда везли из Страны Израиля товары до самого Таршиша1 и возвращались оттуда с редкостными товарами. Шломо хорошо понимал значение судоходства через Красное море. Он строит порт Эцьон-Гевер (нынешний Эйлат). откуда суда направлялись в Эфиопию и в Индию.

В те времена многоженство считалось обычным явлением, и Шломо заключал браки из дипломатических соображений. Так, одной из его жен была дочь египетского фараона. Позднее его женой стала царица Савская (из Эфиопии). Ее сын от брака со Шломо - Менелик, согласно эфиопской легенде, был родоначальником династии, правившей в Эфиопии. Став взрослым, Менелик поехал в Иерусалим повидаться с отцом. Он вернулся в Эфиопию с группой молодых израильтян - от них, по преданию, ведут свой род эфиопские евреи.

Вступая в подобные браки, Шломо мог умело управлять государством. Однако это имело и свои отрицательные стороны. Число его жен росло, каждая их них была частицей иной, чуждой иудаизму культуры и религии. Это не могло не сказаться и на характере правления царя: его сорокалетнее царствование, долгие годы остававшееся блистательным, заканчивается чередой кризисов.

Сразу же после смерти царя Шломо его царство распалось. Наследник Шломо, его сын Реховам поссорился с Йеровамом, который в свое время был при дворе Шломо высокопоставленной персоной и выражал недовольство его образом правления. После бурного народного собрания некогда единое могущественное царство Давида и Шломо разделилось на два: на юге - Иудейское, где правил Реховам (а после него - его преемники, которые все были потомками Давида), на севере - Израильское царство во главе с Йеровоамом.

Тем не менее большая площадь в Тель-Авиве носит название "Площадь царей Израиля" - в честь царей обоих царств (как и улицы в Иерусалиме и в других городах).

Несмотря на довольно грустный конец царствования Шломо, он остается воплощением великого и мудрого царя - пусть и не лишенного человеческих слабостей. Его образ вдохновил многих поэтов и художников: так, немецкий поэт ХVIII в. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину "Суд Соломона", Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу.

Само собой разумеется, что почти во всех городах Израиля есть улицы, названные его именем.

Примечание

1. Сейчас трудно определить, где находился Таршиш. Принято считать, что он располагался в акватории современного Гибралтарского пролива. В иерусалимском районе Гило и в Тель-Авиве есть улица с таким названием.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz