ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Ханох Генех из Александра рассказал как-то такую историю:
Жил-был один очень рассеянный человек. Настолько забывчивый, что, просыпаясь
утром, не мог вспомнить, куда положил свою одежду накануне вечером. Дошло до
того, что по вечерам его стала мучить бессонница — так он боялся, что не сможет
с утра отыскать одежду.
Но как-то вечером его посетила прекрасная мысль. Он взял бумагу, ручку и аккуратно
записал, что где оставил перед сном. Затем положил список на столик у изголовья
кровати и сразу заснул как дитя, в блаженной уверенности, что утром моментально
отыщет все что нужно.
Так и получилось. Он проснулся, взял записку со столика и стал читать, что где
находится:
— «Брюки — на стуле». Ага, вот они, надеваем. «Рубаха — на спинке кровати».
Прекрасно, надеваем рубаху. «Шляпа — на письменном столе». Точно, берем и ее...
Так, всего за несколько минут, этот человек полностью оделся. Но вдруг от некой
мысли его объял ужас, и он стал раз за разом перечитывать список, хватая поочередно
предметы одежды.
—Ну да, ну да, — бормотал он в отчаянии, — вот брюки, вот рубаха, вот шляпа...
А где же я сам?!
И он принялся искать себя самого. Всюду шарил, все в комнате перерыл — но так
и не нашел. Пару секунд помолчав, ребе заключил:
—Каждый из нас — точно в таком же положении.
«Где я?» Согласно учению иудаизма, этот экзистенциальный вопрос лежит в основе
всякого человеческого опыта. Заметим: не «кто я?», а «где я?». Между этими двумя
вопросами — принципиальная разница.
Вопрос «кто я?» оставляет тебя в изоляции. За ответом на него нужно обратиться
внутрь себя. Обращаясь же внутрь, ты отделяешь себя от мира. Вопрос «где я?»
вовлекает «я» в контакты и взаимоотношения. В поиске ответа на него надо стать
обращенным и внутрь, и наружу — чтобы определить свое местонахождение в двух
мирах, внутреннем и внешнем, и даже отказаться от их различения, увидев реальность
как неразрывное целое действия, чувств, мышления и Бытия.
Когда Бог зовет Адама в саду Эдема, тот выходит из-за кустов, в которых прятался,
и говорит: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся»
(Бытие 3:10). Адам осознает как свои чувства, так и свои действия, — и однако,
несмотря на собственный страх, выходит из укрытия.
Это — высшая духовная задача. Можешь ли ты выйти из укрытия таким, каков ты
есть? Большинство из нас считает, что, прежде чем предстать перед Господом,
нужно измениться к лучшему. И посвящают годы, а то и десятилетия психотерапии,
медитации и духовной самодисциплине, надеясь таким образом обрести право пребывать
в Его Присутствии. Но на самом деле мы не в состоянии быть нигде, кроме как
перед Ним. Так что немедленно выходи из укрытия — со всеми своими страхами,
стыдом, ошибками и глупостью — выходи!