ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела однажды его к ребе Исраэлю,
Маггиду из Козница. В приемной ребе собралось немало хасидим, ждавших встречи
с наставником, и мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из учеников Маггида
обратился к мальчугану:
—Твоя мама говорила нам, что ты очень умный мальчик и уже вполне достоин быть
представленным святому Маггиду. Но меня берут сомнения. И я хочу испытать тебя.
Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог!
Все засмеялись. Когда же смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:
—А я тебе дам целых два, если скажешь, где Он не живет!
Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.
В основе учения хасидов лежит осознание того, что Бог — Исток и Суть всей реальности.
Он — Айн Соф, Беспредельный. Не существует ничего, что не есть Бог, иначе Он
был бы ограничен, а значит, Он бы не был Богом.
Нелегко осознать подобное. Мы настолько привыкли мыслить в терминах двойственности
— да/нет, субъект/объект, я/он, — что по привычке воспринимаем Бога как абсолютного
Другого. Но в таком случае человек стал бы равен Богу, будучи Абсолютно Другим
по отношению к Нему. Если захотеть все-таки понять то, что Ицхак Меир знал еще
в детстве, потребуется новая метафора в описании Бога. Быть может, подойдет
следующая: В психологии широко применяется концепция соотношения фигуры и фона.
Самая распространенная графическая иллюстрация этой идеи — изображение, воспринимаемое
либо как два женских профиля, обращенных друг к другу, либо как кубок. Все зависит
от того, на чем сосредоточить внимание. Видимый образ называют фигурой, незримый
— фоном. Так вот, многие полагают, будто Бог — это фон, а творение — фигура.
Но Меир Ицхак видел иначе. И фигура, и фон суть проявления чего-то третьего,
безымянной и непознаваемой реальности. Это образ в тот самый миг, когда на него
никто не смотрит. Он не есть нечто другое, чем кубок и женские профили, — но
не сводится ни к одному из них, ни к ним обоим, вместе взятым. Он незрим — но
абсолютно необходим для самой возможности видеть и быть видимым. Это — Бог.
«Фигура», «фон» и То, что их объемлет.