ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Цви Хирш пришел за советом к своему ребе, Ме-нахему Мендлю из Риманова,
ибо с Хиршем во время молитвы стали случаться странные вещи.
— Лишь начну моление, — рассказывал он, — как перед глазами вспыхивают огненные
буквы, слова и целые предложения. Они меня отвлекают. Совсем не получается сосредоточиться
на молитве.
— То, что ты видишь, — сказал ребе, — суть сокровенные кавванот(1) нашего святого
учителя, рабби Ицхака Лурии. Тебе открываются глубочайшие тайны, скрытые за
словами молитв. Многие готовы все отдать за такой дар, а ты жалуешься.
— Но, ребе, — возразил Цви Хирш, — все это хорошо и прекрасно, и я не испытываю
по отношению к Арии(2) ничего, кроме любви и восхищения, но мне хотелось бы
сосредоточиться на обычном, самом простом смысле молитвы.
Ребе Менахем Мендль закрыл глаза и на несколько секунд погрузился в молчание.
—То, к чему ты стремишься, — произнес он едва слышно, — большая редкость. Лишь
один человек в каж дом поколении может добиться того, о чем ты просишь. Узнать
величайшие секреты молитвы, овладеть кавванот, а затем отбросить их и молиться
как дитя — охо-хо! — тот, кто это сумеет, познает саму Истину!
1. Кавванот (мн. ч. от каввана) — благочестивые намерения, на которых сосредоточивается
хасид во время молитв и ритуалов.
2. Ари — акроним слов «Ашкенази рабби Ицхак». Так называли каббалиста Ицхака
Лурию.
Почему простоту встретишь так нечасто? Потому что сложным питается это.
Духовность — это врожденная способность видеть то, что есть. И ничего более.
Но чтобы видеть ясно, нужно действовать просто. В этом вся проблема. Нас учили:
видение — это сложное действие, требующее длительного обучения и жесткой самодисциплины.
Но это подобно тому, как если бы человек тряс банку с мутной водой в надежде
рассмотреть находящийся там бриллиант. Оставь банку в покое, муть вскоре осядет
на дно, вода станет прозрачной, и ты узришь наконец искомое. Однако человеку
вечно кажется, что это как-то уж очень просто. Если бы дело обстояло именно
так, думает он, то откуда тогда множество запутанных учений и громоздкие иерархии
наставников? Неужели лишь для того, чтоб не оставлять ни на миг в покое банку,
скрывая тем самым сокровище?
Жизнь сложна, но не запутанна. Сложность проистекает из разнообразия и богатства
творческих возможностей. А запутывает жизнь неумение человека пребывать в Настоящем
и быть честным, добрым и справедливым.