ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Иссахар Дов из Радошиц поехал навестить своего ребе, Иакова Ицхака, Хазе-провидца
из Люблина. Придя к учителю, он попросил:
— Укажи мне один всеобщий путь, которым бы все мы могли служить Господу.
— Один путь? — переспросил Провидец. — А с чего ты взял, что такой существует?
Или люди до того схожи, что всем подойдет одна-единственная практика?
— Как же мне тогда учить их? Как помочь прийти к Всевышнему? — спросил ученик.
— Всем один путь не укажешь. Одним подойдет обучение, другим — молитва, третьим
— аскеза, четвертым — празднование Жизни, еще кому-то — путь служения ближнему.
— Что же мне ответить тем, кто придет за советом и наставлением?
— Каждому из них скажи вот что: «Исследуй путь своего сердца. Отметь, когда
оно возгорается страстью к Богу и праведности, и затем отдайся этому делу всей
душой и всем своим помышлением», — напутствовал Хозе ученика.
Всякий жаждет отыскать систему, которая гарантировала бы достижение Истины.
Каждому хочется знать формулу, которая даст постичь Бога. Даже если человек
и не думает идти указанным путем, ему очень комфортно уже от осознания того,
что такой путь существует. Ведь именно этого хочет человек: комфорта. Ему очень
нужен достижимый Бог, познаваемый Создатель миров, безопасный и управляемый
Творец всего сущего. Но можно не сомневаться: истинный Бог этим требованиям
никак не соответствует.
Тора учит: Бог — это ЭХЬЕ АШЕР ЭХЬЕ — «Я буду всем, чем Я буду» (Исход 3:14).
Он — бесконечное становление безграничного Бытия. К Нему нет пути, ибо Он не
где-то, Он здесь. Нет метода, позволяющего обрести Бога, ибо Он уже твой. Именно
об этом говорят дзэн-буддисты: «поиски быка верхом на нем самом». Ты уже имеешь
то, что повсюду ищешь. Нужен не двейкус, единение с Богом, но даат двейкус —
осознание этого единства, никогда не исчезавшего.
А каков твой путь к даат двейкус! Он должен быть именно твой и больше ничей.
Идти чужим путем — значит лишь имитировать Истину. Провидец из Люблина говорит:
пути столь же разнообразны и многочисленны, сколь и люди. Если ты ученик — учись!
Если верующий — молись! Аскет? Тогда постись! Жизнелюбец? Ликуй во славу Жизни!
Ценность религий в том, что в каждой запечатлены пути к даат двейкус. А проблема
их — в том, что каждая утверждает, будто ее путь единственно верный. Между тем
в духовном мире нет «безразмерной одежды». Отыщи свой размер.