ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ученики ребе Леви Ицхака из Бердичева передавали, что он очень любил петь песню
под названием Дуделле(1):
Где б я ни странствовал — Ты!
Чему бы ни поражался — Ты!
Только Ты, снова Ты, Ты всегда!
Ты, Ты, Ты!
Счастлив я — Ты/
Печален — вновь Ты!
Только Ты, снова Ты, Ты всегда!
Ты, Ты, Ты!
Небеса — Ты! — и Земля.
Наверху — Ты! — и внизу.
Ты! — в начале.
Ты! — в конце.
Только Ты, снова Ты, Ты всегда!
Ты, Ты, Ты!
1. Дуделле (идиш) — «моя дорогая».
Это песня пробужденного мастера. Бог — везде и во всем. Он объемлет принципиально
двойственный проявленный мир Своим абсолютным единством. Добро и зло, правда
и ложь, верх и низ, мужское и женское, материя и дух — все это заключено в Одном,
и нет никакого Другого. И раз так, то определение Богу дать невозможно.
Он — не идея, не представление. Можно подводить к пониманию Бога посредством
мифов, аллегорий и метафор, но сам Он (Она, Оно?) — вне какой-либо концептуализации.
Если мы оказались способны помыслить Бога — значит, это не Бог, ибо все мыслимое
меньше мыслящего.
Бог — не объект. И все-таки встреча с Ним возможна. Именно об этом песня Леви
Ицхака. Он не произносит ни одно из многочисленных слов иврита, обозначающих
Всевышнего, а вместо того употребляет расхожее слово идиша дуделле — «ты, моя
дорогая». Это слово полно любви и нежности. Ребе Леви Ицхак не видит Бога —
но обнимает Его. Не просто признает существование Творца, но любит Его, как
ребенок любит мать, играющую с ним в прятки.
А ведь именно так играет с нами Бог. В каждый миг прикрывая ладонями Свой лик
и тут же их убирая, Он притворяется, будто видит тебя впервые и очень удивлен.
Но удивляться-то именно тебе — тем, что ты открыт Его взору. Ты спасен от воображаемого
одиночества и объят безграничной любовью самой возможности лицезреть и быть
лицезримым. Если ты смотришь и видишь, смотришь и сам зрим, зная, что и Смотрящий
и Видящий — оба суть Бог, — значит, ты пробудился для вселенской Игры и готов
играть в нее снова.