ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Зуся из Аниполя отправился повидать своего ребе-наставника, Дов Бера,
Маггида из Межирича.
— Слышал я, ребе, — сказал Зуся, — будто есть некие Десять Принципов богослужения,
я же о них знать не знаю. Вот и пришел к вам в надежде им обучиться.
— Сам я научить тебя не в состоянии, — ответил Дов Бер, — зато знаю тех, кто
очень даже мог бы.
— И кто же это? — удивился ученик.
— Первым трем принципам научишься у ребенка, а остальным семи — у вора.
И, покольку ученик всем своим видом показывал полное непонимание, Маггид объяснил:
— У ребенка легко научиться таким трем вещам: веселиться без причины; ни минуты
не тратить впустую; громко требовать того, что хочешь.
— А у вора — таким семи вещам: свершать свою работу втайне; если не кончил дело
в одну ночь, возвращаться к нему на следующую; любить собратьев по ремеслу;
рисковать жизнью ради достижения цели; быть готовым променять все, что имеешь,
на самое, казалось бы, пустячное, однако новое приобретение; не бояться никаких
препятствий; быть верным своему ремеслу, не допуская даже мысли о том, чтоб
сменить его на другое.
Человек обожает всяческие системы: Десять Заповедей, шесть-' сот тринадцать
Мицвос, Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь, Двенадцать ступеней...
Системы внушают ему уверенность: сделаешь «это» — получишь «то». Системы вызывают
ощущение контроля над ситуацией. А кому, признаемся честно, хотелось бы иного?
Но вот перед нами ребе Зуся, которому нужно изучить Десять Принципов богослужения,
и его наставник, Маггид из Межирича, который не понимает, как этому вообще можно
научить. Как и все великие духовные истины, эти Десять Принципов невозможно
преподать — ими можно только жить.