ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Среди хасидим ребе Шнеур Залмана из Ляд было принято приходить на первый йехидус(1)
только после изучения под руководством старших учеников основ философии и духовной
практики ХаБаД(2). Так они старались сберечь время своего ребе для более глубоких
занятий.
Следуя этому обычаю, Ицхак Айзик из Гомеля готовился к своему первому йехидус
два с половиной года. И наконец отправился к ребе. Его путь проходил через городок
Казан, неподалеку от Полоцка, где жил один из старших учеников ребе Залмана,
ребе Шаул. И Айзик рассудил, что с его стороны было бы не только делом чести,
но и деянием мудрости нанести тому визит.
Услышав от гостя, что он направляется к ребе, Шаул сказал:
— От самых первых хасидим нашего ребе я слышал, что, создав путь божественной
практики ХаБаД, он сказал: «Прежде чем прийти ко мне на йехидус, ученик должен
полгода работать с маслом мирры, а затем еще полгода с его ароматом».
Увидев, что Ицхак Айзик не понимает, о чем речь, он пояснил:
— Масло мирры — это размышления, пробуждающие в человеке мрирут(3) — горечь
осознания своих недостатков и эгоизма. А аромат — то, что остается, когда высыхает
масло. И что же остается? Острая восприимчивость к проявлениям Бога во всем,
что тебя окружает. Лишь после этого можно отправляться к ребе на йехидус.
Ицхак поблагодарил Шаула и отправился домой, с тем чтобы еще один год посвятить
подготовке.
1. Йехидус (иврит; от слова йахад — «единство») — индивидуальная беседа ученика
со своим ребе, во время которой тот исследует душу хасида, чтобы помочь ему
на пути к просветлению.
2. ХаБаД — школа хасидизма, основанная ребе Шнеур Залманом. ХаБаД — акроним
слов Хокма, Бина, Даат, отвечающих трем аспектам Божественного разума, которые
проявлены в человеке как интуиция, рассудок и осознание.
3. Мрирут (горечь) — покаянное, жертвенное состояние, возникающее при анализе
человеком своих мыслей, слов и дел во все более ясном понимании того, сколь
далеки они от идеала. Это чувство — катализатор позитивного изменения мыслей,
слов и дел, а значит, и всей жизни человека.
Ицхак Айзик изучал внешние аспекты учения, но ребе ищет общения с сердцем ученика.
Что толку в ознакомлении с идеями или в овладении сложными эзотерическими ритуалами,
пока ты ничего не знаешь о самом себе? В основе духовного пробуждения — осознание
того факта, что эго, стремящееся к пробуждению, на деле само же и блокирует
этот процесс. Нередко так называемое духовное совершенствование только ведет
к появлению мегаломании, и тогда «я» принимает себя за Бога. Подлинная духовная
работа состоит в том, чтобы беспристрастно видеть жалкую похвальбу эго, ощущая
и выявляя лежащую в ее основе горечь, которая складывается из страха, тревоги,
ненасытной алчности, невежества и гнева. Чем отчетливее видишь истинную природу
эго, тем слабее оно становится. В конце концов от него остается только слабая
аура, своего рода аромат — тот минимум самоощущения в роли «я», которого вполне
достаточно для нормального функционирования в социуме, но которому не заслонить
от тебя Бога, как Он проявлен в мире, через мир и как мир. Тогда ты готов к
встрече с ребе.