ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Когда сын ребе Авраама Иакова из Садигуры женился на дочери ребе Цви ха-Коэна
из Риманова, дед жениха обратился к отцу невесты:
Позвольте мне рассказать о нашей семье. Мой прадед — Дов Бер; дед — ребе Авраам
по прозванию Ангел; двоюродный дед — ребе Нахум из Чернобыля; а его сын, ребе
Мордехай, приходится мне дядей. А теперь, друг мой, расскажите мне о своей родословной.
— Мои родители умерли, когда мне было десять лет, — сказал ребе Цви, — и я их
не очень хорошо помню. Знаю только, что мама с папой были праведные, сердечные
люди. После их смерти дальний родственник, портной, взял меня в подмастерья,
и я проработал у негопять лет. Именно у него позаимствовал я два правила, которые
с тех пор определяют всю мою жизнь: «Ничего нового не порти, а все старое чини».
При этих словах дед жениха вскочил на ноги и радостно вскричал:
—В этом браке сошлись две великие родословные! Наши дети дважды благословенны!
Не бывало ли подобного и в твоей жизни?
Не портить нового. Многие портят новое просто из стремления согласовать его
со старым. Прошлое — преграда на пути к будущему. Ориентированная на прошлое
жизнь — всего лишь подражание. В ней нет творчества, лишь конформизм. Новому
не дают быть новым, вынуждая подстраиваться под старое. Чинить старое. Рано
или поздно всякая вещь начинает нуждаться в починке, обновлении. В особенности
религиозный консерватизм. Религии свойственно сосредоточиваться на внешних формах,
забывая об идеях, в них воплощенных. В результате получаем слепое воспроизведение
действий и ритуалов, лишенных наполнения, некогда их породившего. Какой же выход?
Не отвергай ритуалы — но верни им утраченный смысл. Вспомни, когда ты портил
новое в угоду старому — только потому, что это старое существует. Когда смирялся
со старым только потому, что оно «традиционно», хотя и осталась от него лишь
одна пустая оболочка.