ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды на ребе Леви Ицхака из Бердичева напал на дороге грабитель, известный
своей жестокостью и порочностью. Он схватил ребе за лацкан, вытащил из повозки
и, прижав спиной к дверце, заорал:
— Знаешь, кто я такой?
— Знаю, — спокойно ответил ребе, — и должен сказать, я тебе завидую.
— Вздумал надо мной насмехаться? — завопил бандит. — Что значит — завидуешь?
Чем это может такой, по-вашему, закоренелый преступник, как я, вызвать зависть
благочестивого ребе?
— Наши мудрецы учат, — промолвил ребе, — что из любви к грешнику, возлюбившему
Господа и раскаявшемуся в грехах своих, Он засчитывает все его злодеяния как
заслуги. А теперь посмотри на меня: мои грехи незначительны и малочисленны.
Если какие крохи Господней любви мне и достаются, то явно помимо моих грехов.
Но ты — совсем другое дело! Слава о твоих злодеяниях распространилась повсюду.
Если бы ты возлюбил Господа и покаялся, никто бы и рядом не стоял по величине
твоих заслуг перед Ним! Вот почему меня берет зависть!
Сказав это, ребе Леви Ицхак схватил грабителя за лацканы и тряс его, страстно
умоляя покаяться, так что в конце концов сердце злодея дрогнуло и он обратился
к Богу.
Как учат хасиды, все люди делятся на пять категорий: абсолютно порочные, не
ведающие раскаяния; частью порочные, совестящиеся своих дурных дел; совершенные
праведники, без капли эгоизма; частью благие, над которыми временами берет власть
эго; и бейнони, промежуточный тип людей, чья жизнь — поле битвы и метаний меж
бескорыстием и эгоизмом.
За свои деяния абсолютные злодеи и совершенные праведники не получают воздаяния
(наказаний или наград), ибо неспособны поступать иначе. Частью порочным и частью
благим дано испытать на себе последствия своих поступков, так как они знают:
сотворенное ими — либо добро, либо зло. Однако такое осознание еще очень зыбко
и мимолетно, оно почти отсутствует. И лишь в сердце бейнони идет настоящая борьба
между добром и злом.
Для того чтобы эта борьба стала реальной, должна существовать возможность выбора.
Зло — не иллюзия. Это Божья сила, которую нужно не искоренять, а направить во
благо. Лишь бейнони способен на это, ибо только в его жизни добро и зло — силы
абсолютно реальные.
Ребе Леви Ицхак раскрывает перед разбойником великую истину: тот может обратиться
к добру именно благодаря своему близкому знакомству со злом. Его грехи — не
преграда на пути к искуплению, но верный этого искупления залог.
То же самое касается и тебя. Не думай, что былые проступки мешают тебе предпочесть
добро злу. Ты можешь обратиться к Богу в любой момент — и тогда стена злых дел,
что отделяет тебя от искупления, разверзнется словно врата.