ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Маггид из Межирича размышлял над стихом из Торы: «тшува ад Адонай Элохеа» («обратишься
с покаянием до Господа Бога твоего(1)»).
— Что за странная формулировка? — задался вопросом Маггид- — Не следовало ли
сказать: обратишься с покаянием к Адонай Элохеа, Господу Богу твоему? Почему
же тут стоит предлог до(2)? И почему Тора говорит Адонай Элохеа, когда одного
имени было бы достаточно(3)?
Подумав, Маггид сказал себе:
— Чтобы ответить на первый вопрос, нужно получить ответ на второй. Что означает
Адонай?
— Адонай — это четырехбуквенное Имя Бога, как абсолютно трансцендентного Существа,
— отозвался на это стоявший рядом ученик.
— А что означает слово Элохеа
Это Элохим(4) — Имя Бога как абсолютно имманентного Существа.
— А что такое тшува?
Тшува есть процесс возвращения к Нему посредством признания своих ошибок и затем
их исправления.
— Стало быть, — подытожил Маггид, — нужно пребывать в тшува до тех пор, пока
не увидишь проявление Адонай как Элохим. Иными словами, пока не узришь, что
единичное и множественное — всего лишь разные аспекты Одного и Единственного.
1. Второзаконие 4:30.
2. В данном контексте предлог ад (иврит) может означать и «к», и «до [тех пор,
пока]».
3. Адонай Элохеа — обычное для Библии словосочетание. Считается, что в этом
имени объединены два различных представления о Боге. Адонай — эвфемизм непроизносимого
имени YHVH, которое обозначает непостижимого и трансцендентного Бога, в отличие
от Эпохам — Бога имманентного, Который явлен в природе и ее посредством.
4. Элохим (иврит, мн. ч. от Эл, «Бог»). — В значении «Бог» это существительное
множественного числа согласуется с глаголами, стоящими в единственном числе.
Мистическая иудейская традиция объясняет это тем, что, как учит Тора, Единый
Бог проявляется во множественности Творения и Сам есть эта множественность.
Тшува— процесс освобождения от эгоизма покаянным признанием ошибок эго.
Вообрази свою душу подобной оконному стеклу, призванному пропускать Свет Господа.
Стекло, по сути своей, прозрачно — вот почему каждое утро иудей начинает со
слов: Элохай нешама ше-натата би те-гора ги («Господи, душа, которую Ты вдохнул
в меня, чиста»). Но эго пятнает стекло своими деяниями, которые искажают и затмевают
Свет. Грязь этих действий необходимо смыть, чтобы стекло обрело изначальную
прозрачность. Это и совершается в тшува.
Когда этим следует заниматься и долго ли? Всегда и неизменно. Даже когда трансцендентное
и имманентное станет для тебя Одним; и даже когда окончательно поймешь, что
эго и эгоизм, как и все прочее, принадлежат Богу, — по-прежнему старательно
отмывай душу. Рано или поздно ты станешь делать это преисполнившись состраданием
к эго и ни в чем себя не виня. Но и тогда не прекращай отмывать стекло.