ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Проезжая через небольшой городок, ребе Ури из Стрель-ска присоединился для
даввен шахарит(1) к местному собранию верующих. Как это нередко бывало, молитва
ребе затянулась — он вошел в экстаз и позабыл обо всем на свете. После окончания
службы городской раввин решил поговорить с ним наедине.
— Не случается ли так, ребе, что ваши экстатические состояния и продолжительные
молитвы доставляют не удобство собранию молящихся? Вспомните Талмуд(2) . рабби
Акива(3) молился с таким рвением, что начинал богослужение в одном углу комнаты,
а заканчивал в другом. Зная за собой эту склонность, он предпочитал молиться
в одиночестве. В тех же случаях, когда он все-таки совершал богослужение вместе
с собранием верующих, то был краток и сдержан, чтобы не доставить никому неудобства.
Возможно, данный эпизод из Талмуда следует толковать иначе, — ответил ребе Ури.
— Когда наши мудрецы говорят, что рабби Акива молился с собранием, речь идет
о том, что другие верующие сопровождали своего рабби к высотам экстаза. А поскольку
все молились сравным усердием, не было никакой нужды затягивать службу. Говоря
же, что рабби Акива молился один, мудрецы подразумевали, что он единственный
среди собравшихся делал это с должным рвением. В таких случаях ему приходилось
прилагать особенно тяжкие и продолжительные усилия, чтобы другие не отставали.
— Представьте себе, что мы с вами идем на базар, — разъяснил ребе Ури. — Если
оба шагаем быстро, то дойдем скоро. Если же вы будете идти вдвое медленнее,
то мне придется сдерживать шаг, иначе каждый из нас придет на базар в одиночку.
И тогда наш с вами путь займет много больше времени.
1. Даввен шахарит — «совершать утреннее богослужение».
2. Талмуд — канонический сборник иудейских законов и преданий, охватывающий
исторический материал семи столетий (200 г. до н. э. — 500 г. н. э.).
3. Рабби Акива (45-135). — Предание гласит, что вначале он был неграмотным пастухом.
Жена его, Рахиль, убедила мужа оставить дом ради поиска знаний. Вернулся Акива
спустя много лет, уже как раввин и наставник тысяч учеников. Эта история разъясняет
его слова: «Кто по-настоящему богат? Муж жены добродетельной» (Шаббат 25Ь).
Рабби Акива поддержал восстание Бар Кохбы против римской оккупации Израиля.
Уже девяностолетним старцем его арестовали и предали мучительной казни.
Когда речь идет о молитвенном пути и духовной практике, каждый должен идти в
собственном темпе. Цель практики не в том, чтобы «оттуда» прийти «сюда», но
в осознании: «там» — это «здесь». Духовная практика должна совершаться ли-шма
— ради нее самой, без какой бы то ни было внешней цели. Ты гуляешь ради удовольствия,
которое доставляет прогулка; сидишь, потому что удобно сидеть; молишься, потому
что молитва приносит умиротворение. Духовная практика — игра. Превращая ее в
работу, мы искажаем ее истинную суть.
На обыденном языке духовность определяется в терминах работы: духовная практика,
духовная дисциплина, духовные усилия, духовная работа. Даже на иврите слово
авода — работа — используется для обозначения молитвы и медитации. Подобные
слова заслоняют истину о духовности. Всякая работа направлена на заработок,
достижение, приобретение. Цель духовности иная — раскрыться, принять, объять
и отречься себя. Такое впе чатление, будто человек стремится представить себе
духовность как нечто сложное, с тем чтобы оправдать собственное нежелание утруждать
себя ею.
Более уместно и точно говорить не о духовной работе, но о духовной игре. Игра,
которая по определению бескорыстна, может быть напряженной не менее работы,
но в ней нет намерения что-либо выгадать и заработать. Ты играешь ради услады
от самой игры. Если пойдешь по духовному пути с удовольствием — жизнь твоя наполнится
радостью и высшим смыслом.