ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Моления хасидов нередко сопровождаются громкими выкриками и восклицаниями.
Однако ребе Пинхас из Корца молился очень тихо. Он пребывал в недвижности, и
его голос никогда не поднимался выше шепота. Пытаясь понять путь молитвы своего
ребе, старшие ученики спросили его, чем объясняется такое поведение.
— В чем суть молитвы? — спросил он в ответ.
— Двейкус(1), — отвечали ученики. — Единение с Единым.
Правильно, — сказал ребе Пинхас, — а суть двейкус — Гиспаштус ха-гашимиус(2),
то есть прекраще ние восприятия себя как обособленного «я», ума и тела. То же
самое естественным образом происходит, когда человек умирает. Наши мудрецы говорили:
для некоторыхсмерть подобна попытке протянуть корабельный канат сквозь узкое
отверстие : приходится изо всех сил дергать и тянуть; канат неистово извивается
и словно корчится от мук. Для других же людей смерть подобна поцелую — все происходит
так легко и незаметно, будто кто-то снимает с поверхности молока случайно упавший
волосок.
— То же самое касается молитвы, — закончил ребе. — Для некоторых временная смерть
«я» в молитве подобна протягиванию толстого каната через узкое отверстие. Человек
надрывается, скрежещет зубами, его тело корчится и извивается. А для других
молитва — словно Божий поцелуй, когда тело и ум исчезают тихо и незаметно, сами
собой. Вы, друзья мои, надо думать, крепкие канаты. А я — всего лишь волосок.
1. Двейкус (букв, «единение с Богом»). — Поскольку «вся земля полна славы Его»
(Исайя 6:3), мы всегда едины с Богом.
Поэтому следует стремиться не к единению как таковому (которого достичь невозможно,
ибо оно дано изначально), а к даат двейкус — осознанию единства. Все, что нужно,
— избавиться от иллюзии своей обособленности.
2. Гиспаштус ха-гашимиус — оставление уз материи.
Кто ты: канат или волос?
На ранних этапах духовной практики мы — канаты. Мы подчиняем себя дисциплине,
требуем от себя смирения, изо всех сил стараемся контролировать свои мысли,
слова и действия, чтобы они соответствовали строгим образцам, установленным
учителями и мудрецами. Со временем к самодисциплине привыкаешь, она дается много
легче, — однако не следует воспринимать это как знак того, что канат превращается
в волос.
Человек не может превращаться в волос постепенно, он просто в определенный момент
перестает быть канатом. Мы перестаем быть канатами тогда, когда осознаем, что
наши усилия ни к чему не ведут; когда открывается истина, что нет никакого «где-то»,
куда нужно стремиться. Бог всегда присутствует здесь и сейчас. И мы вечно в
единстве с Ним, ибо Он есть всё. Нужно лишь осознать это.
Такое осознание не требует- ни малейшего труда. Стараясь вспомнить забытое имя
или решить какую-то задачу, ты пытаешься мобилизовать ум. Хмурясь и морщась,
трешь лоб, сдвигаешь брови к переносице, закусываешь губы — но расшевелить мышление
этим не удается. Наоборот, мысли становятся еще более вязкими и тяжелыми. Но
стоит только расслабиться и пе рестать думать о проблеме, как само собой приходит
готовое решение. Ты ничего не сделал для того, чтобы оно пришло к тебе, ты просто
перестал мешать ему прийти. Канат всегда напряжен. Волос порвется даже при малейшем
натяжении.