ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Некоторые последователи ХаБаД(1) придерживаются обычая включать в свои молитвы
моменты безмолвного созерцания. Хасид сосредоточивается мыслью на откровениях
Учения, раскрывающих истинный смысл слов молитвы, которые он собирается произнести.
Как-то раз Альтер Ребе(2), автор книги Тания(3) , попросил своего сына Дов Бера
рассказать ему, какие тексты тот в последнее время обдумывает во время подобных
медитаций.
— Я размышляю о словах Псалма: «И склонятся пред Тобою все племена и народы(4)»,
— ответил Дов Бер и, поколебавшись, спросил отца: — А ты? На что ты опираешься
в своих молитвах?
— На пол и на скамейку, — проворчал Альтер Ребе.
1. ХаБаД — школа хасидизма, основанная Шнеур Залманом. ХаБаД — акроним слов
Хоша (мудрость), Вина (понимание), Даат (знание), которые суть три аспекта Божественного
Разума, проявленные в человеке соответственно как интуиция, интеллект и осознание.
В основе философии ХаБаД лежат пантеистические воззрения — мир видится проявлением
Бога, согласно словам Исайи: «Вся земля полна славы Его» (Исайя 6:3). Цель ХаБаД—
биттуп ха-йеш — растворение обособленного по видимости эго — а значит, и мироздания,
которое эго воспринимает как нечто от себя обособленное, — в абсолютном единстве
Бога.
2. Альтер Ребе — «Старый Рабби» (идиш). Ребе Шнеур Залман из Ляд (1745-1812),
основатель ХаБаД.
3. Тания — первое систематическое изложение учения хасидов. Книга написана ребе
Шнеур Залманом и впервые опубликована в 1814 году.
4. Псалмы 22:28.
В чем разница между хасидом и его ребе, учеником и мастером? Внимание первого
приковано к знаку, второй же смотрит туда, куда этот знак указывает. В чем состоит
работа ребе? Если ученик заблудился в идеях, ребе указывает на реальность. Если
он заблудился в реальности, ребе указывает на идеи. Задача ребе в том, чтобы
освободить ученика от представления, будто Бог пребывает в том или ином месте,
и помочь увидеть, что Он присутствует и проявляется во всем.
Дов Бер здесь — ученик, заплутавший в отвлеченном вопросе: как понимать, что
перед Богом склонятся все народы? И ребе Шнеур Залман отрезвляет ученика возвращением
в сумрачно-жесткую реальность.
Цель не в том, чтобы понять текст образно или буквально, но в объединении обоих
пониманий — ум должен быть открыт для того и другого, не увязая ни в одном из
них.