ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды к Дов Беру, Маггиду из Межирича(1), приехал богатый купец. Ребе как
раз вкушал скромную трапезу вместе с учениками, и купец присоединился к ним.
—Скажи мне, — спросил Маггид, — вот ты — человек богатый и благочестивый. Чем
ты питаешься?
Купцу польстило то, что Маггид упомянул не только его богатство, но и религиозное
рвение. Ведь, действительно, он трудился в поте лица своего и в делах коммерции,
и на ниве веры.
— Видишь ли, ребе, — заговорил гость, явно довольный собой, — я мог бы позволить
себе самые изысканные яства, но боюсь, как бы они не совратили меня с пути праведного.
Поэтому и ограничиваюсь пищей беднейших: кусочком хлеба да щепоткой соли.
— Какое кощунственное пренебрежение к Создателю! — воскликнул Маггид. — Он благословил
тебя богатством и могуществом, а ты отказываешься от тех радостей, которые им
сопутствуют. Это оскорбляет Бога, даровавшего тебе такие блага. Отныне ежедневно
вкушаймясо и пей хорошие вина!
Гость был потрясен. Ученики Маггида тоже пребывали в смятении. Когда купец ушел,
они стали просить ребе
объяснить эти слова. Ведь очевидно — купец искренне старался избежать мирских
соблазнов, а Маггид упрекнул его именно за это.
— Может, и так, — ответил Дов Бер. — Но вот что я скажу: если этот богач станет
вкушать мясо и пить вино, то несомненно поймет, что беднякам нужны по меньшей
мере хлеб с солью. Если же сам он будет обходиться хлебом и солью, то скоро
придет к выводу, будто бедняку достаточно воды и камней.
1. Ребе Дов Бер из Межирича (1704 [?]—1772) — преемник Бешта. Переосмыслил опыт
хасидов в виде законченной теологической доктрины, основанной на учении каббалистов.
Прозванный Маг-гидом (Проповедником), Дов Бер обращался главным образом к узкому
кругу хасидов, затрагивая вопросы, недоступные пониманию среднего человека.
Основой теологии Дов Бера является представление о том, что Бог — единственная
реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени.
Какая добродетель лежит в основе глубочайшей веры? Самоуничижение? Смирение?
Доскональное исполнение ритуалов своей религии? Для Дов Бера эта добродетель
— щедрость. Богатый и набожный купец воспринимал свое богатство как искушение,
испытание воли. Он мог наслаждаться богатством, но не делал этого, ибо боялся
выказать недостаток благочестивого смирения. Потому жил по-нищенски, чем и гордился.
Этот купец совершил целый ряд ошибок. Во-первых, не пользовался дарами, которые
получал от жизни, и значит, вел себя неблагодарно. Во-вторых, не делился богатством
с другими, и значит, проявлял скупость. В-третьих, не понимал истинную природу
человеческого служения Богу: делать добро другим. И значит, не мог возлюбить
ближнего как самого себя. Или мог? Наверное, он все-таки любил ближнего как
самого себя. Но проблема заключалась в том, что себя-то как раз он любил недостаточно.
Ребе Дов Бер хотел, чтобы этот человек полюбил себя — тогда он смог бы полюбить
Бога и ближнего. Ты здесь для того, чтобы служить Богу, поступая по-божески
по отношению к тем, кто тебя окружает, и в конечном счете по отношению к самой
жизни. Дарами Творца делись с другими.
Тот, кто по-настоящему любит Бога, любит жизнь и все живое. Принимай дары, приносимые
жизнью, радуйся им и используй их наилучшим образом. Тогда обнаружишь в себе
щедрость духа, которая раскроет сердце твое и твои ладони, чтобы поделился ты
дарами с миром.