ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
За день до того, как ребе Исраэль из Ружина стал бар мицва(1) , ему было велено
зайти к отцу в кабинет. Отец, ребе Шалом Шахна Фридман, сказал мальчику:
— Завтра, сынок, к тебе придет особая гостья, которая не покинет тебя до конца
жизни. Ты готов встретитьэту гостью с любовью, как она того заслуживает?
— Да, папа. Эта гостья — йецер ха-тов(2) , страсть к бескорыстию, доброте и
состраданию. Я начал готовиться к нашей встрече уже давным-давно.
— Неужели! — удивился ребе Шалом. — И когда же это?
— Когда ко мне приходила ее напарница, йецер ха-ра(3) , эгоистическая страсть.
Я встретил ее с подобающим уважением и сказал: «Ты не хуже меня знаешь, что
вы с йецер ха-тов — напарницы. Вы живете в каждом сердце вместе. Было бы нехорошо
впустить одну из вас прежде, чем придет вторая». В общем, я убедил йецер ха-ра
уйти, а вернуться только вместе с йецер ха-тов. И с тех пор стал готовиться
к тому, чтобы принять в свое сердце сразу обеих!
1. Бар мицва (букв, «господин заповедей») — достигший тринадцати лет еврейский
мальчик, когда по закону наступает совершеннолетие (в наше время есть подобный
термин и в отношении девочек: бат мицва). Отныне он сам, без помощи взрослых,
исполняет ритуалы и несет ответственность за свои поступки.
2/3. Йецер ха-тов/йецер ха-ра. — Людям от рождения даны два побуждения, или
страсти: йецер ха-тов, склонность к добрым деяниям, и йецер ха-ра, склонность
ко злу. Без этих побуждений человек не обладал бы свободой воли и не мог бы
совершать в жизни моральный выбор.
Йецер ха-тов — бескорыстное побуждение — указывает не на эго, но через него
на нечто более высокое, откуда само эго берет начало. Йецер ха-ра— эгоистическое
побуждение — заземляет человека в его сиюминутной ситуации. Ребе издавна учили
нас, что без йецер ха-ра человек не смог бы добывать средства к существованию
и растить детей. Без заземления в мире сем он полностью бы игнорировал реалии
повседневности, витая в небесах.
Поэтому позволь йецер ха-ра заземлить тебя. Уважай свои желания и радуйся дарам.
И разреши йецер ха-тов направлять тебя к чему-то более высокому, — во благо
твоему «я», ближним, дальним и всей планете. Не в том цель, чтоб заключить союз
с одним из этих побуждений, но в том, чтоб поощрить союз меж ними, используя
их оба.