ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды ребе Зуся из Аниполя заметил, как его ребецин(1) тихонько утирает слезы.
—Что случилось? — поинтересовался он.
Вначале женщина не хотела ничего говорить, но после долгих расспросов ответила,
что даже ее лучшее платье штопано-перештопано и местами протерлось почти до
дыр. Много лет оно служило праздничным нарядом, но теперь уже недостойно того,
чтобы почтить в нем шаббос(2). Ребе прекрасно понимал стремление жены нарядно
одеться в святой день, поэтому поднатужился, добыл денег и купил ей ткань на
новое платье. Обрадованная женщина немедленно понесла ткань к портному, и тот
пообещал пошить платье к пятничному вечеру, за несколько часов до начала шаббос.
В ту пятницу ребе предвкушал, как его жена будет сиять от удовольствия, празднуя
субботу в новом платье. Но она надела свой старый наряд. Увидев изумление на
лице мужа, ребецин сказала:
—Портной сам пришел ко мне с новым платьем. То была прекрасная работа. Но он
был явно чем-то расстроен, и я спросила, что его беспокоит. Портной признался:
будущий зять увидел его за работой над моим платьем и решил, что это свадебный
наряд для дочери. И молодой человек побежал сообщить своей кала(3) радостную
весть. Ну что я могла поделать? Узнав, что платье предназначается не ей, девушка
очень расстроилась бы, и ее отцу стало бы неловко. В общем, я отдала платье
портному в качестве свадебного подарка.
— А ты заплатила за платье? — спросил ребе.
— Заплатила? Портному? Конечно, нет. Ведь я отдала ему платье.
— Подарила, а не отдала. Ведь он трудился целую неделю в расчете на нашу плату.
А ты лишила его заработка.
— Ты прав, — сказала ребецин, — но я ведь уже пожертвовала все наши деньги на
цедака(4).
— Что ж, значит, нужно еще добыть где-то, — сказал ребе Зуся. — И поскорее,
поскольку вот-вот наступит шаббос.
Ребецин, не мешкая, побежала к подруге, взяла у нее взаймы и до наступления
шаббос заплатила портному.
1. Ребецин — жена ребе.
2. Шаббос — суббота. В знак уважения к этому святому дню принято надевать самые
нарядные одежды.
3. Калла— невеста.
4. Цедака — великодушие (от слова цедек, что на иврите означает «справедливость»).
Каждый иудей обязан отдавать десять процентов своих доходов нуждающимся. По
традиции это делается раз в неделю, накануне субботы. Некоторые ребе и их ребецин
имели обыкновение раздавать накануне субботы все деньги, остававшиеся на этот
момент в доме.
Каковы твои обязательства перед окружающими?
Существует два типа людей, утверждающих, что никто никому не обязан. Позиция
первых — абсолютна: «других» вообще не существует, потому и нет нужды для них
стараться. Мнение вторых не так категорично: каждый — творец своей судьбы, вот
и не надо ему в этом мешать.
Точно так же есть два типа людей, убежденных, что у человека есть такие обязанности.
Позиция первых — абсолютна: Бог — это Другой, и потому, почитая другого, мы
чтим Бога. Вторые не так категоричны, они говорят: поступай с другим так, как
хочешь, чтоб он поступал с тобой.
Ребе Зуся и его жена демонстрируют третий подход: «Если я о себе не позабочусь,
то кто это сделает за меня? Но если я беспокоюсь лишь о себе, то что я за человек?
И если не сейчас, то когда?» (Пиркей Авот 1:14). Заботься о себе и других —
здесь и сейчас. Таков путь хасида. И я, и другой — реальны, мы не отделены друг
от друга. В каждый миг жизни нужно действовать, учитывая как нужды собственного
«я», так и интересы других. Удается ли это тебе?