ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Как-то раз, когда мимо дома ребе Зуси из Аниполя проходила свадебная процессия,
он выбежал из дома и в радостном самозабвении пустился в пляс вокруг жениха
и невесты. Вернувшись же в дом, увидел, что родные его мрачнее тучи.
— Не подобает анипольскому ребе танцевать перед кем попало, — сказали они.
— Расскажу-ка я вам одну историю, — с улыбкой ответил ребе. — Однажды, когда
я был еще совсем молодым, мой ребе резко отчитал меня за какую-то провинность.
Позже он попросил прощения за свою грубость, и я, конечно же, с готовностью
простил учителя. Но той же ночью ко мне явился дух его отца и молвил: «У меня
на земле остался только один сын. Неужели ты намерен извести его лишь за то,
что он тебя укорил?»
Я заверил его, что искренне простил своего ребе, но ночной посетитель сказал:
«Ты не знаешь, что такое полное прощение», и затем в мгновение ока перенес меня
в микву(1) . «Трижды окунись, повторяя, что простил моего сына», — велел он.
Я так и сделал, и когда вышел из миквы, дух отца ребе сиял, словно полуденное
солнце.
Видя мое изумление, он сказал: «Этот свет — мой истинный лик. Таким меня видит
тот, кто следует трем правилам: чтить людей, прощать их и быть к ним великодушным.
Ты почтителен и великодушен, но не мог узреть мой истинный лик, пока не вкусил
радость полного прощения».
Ребе Зуся замолчал, и его жена спросила:
— Ну, и какое это имеет отношение к тому, что мой муж пляшет, словно ненормальный,
на свадьбе у посторонних?
Ах, да! — вспомнил ребе Зуся. — Того, чего отец моего ребе добивался при помощи
трех правил, я достигаю благодаря чистой радости. В радости раскрывается наша
истинная природа! Увидев свадебную процессию, я вспомнил эту истину, и выбежал
на улицу, чтобы слиться с людьми в танце ликования от всего сердца!
1. Миква (букв, «собрание вод»): водоем для ритуального омовения. Наряду с синагогой
и бейс мидраш (религиозной школой), миква — один из важнейших центров общественной
жизни евреев с древнейших времен. Впервые она упомянута в книге Левит (11:36)
как место очищения людей и утвари. Хасиды использовали микву также для избавления
от нечистых, эгоистичных помыслов накануне субботы.
Вот два пути к просветлению. Путь ребе Шнеур Запмана из Ляд подразумевает строгую
самодисциплину: ты неуклонно вытираешь пятнышки с оконного стекла, чтобы чистый
свет Господа струился беспрепятственно. Ребе Зуся пошел иным путем — он не моет
окно, а просто открывает его, и тогда комнату мгновенно заполняет свет чистейшего
божественного экстаза. У каждого из этих путей есть свои достоинства, и на каждом
из них подстерегает опасность.
Отмывая окно, то есть очищая свою душу, ты готовишься к приятию Божественного
Света и можешь использовать его во благо окружающим. В этом достоинство первого
пути. Опасность же в том, что рискуешь стать одержимым оттиранием каждого пятнышка,
а на сам Свет так никогда внимания и не обратишь. Достоинство второго пути:
открывая окно, ты ощущаешь блаженство мгновенно и непосредственно. Но поскольку
душа не подготовлена, ты не способен использовать Свет на что-либо иное, кроме
как на самоутверждение. Такова опасность второго пути.
Наверное, наилучший для большинства путь — где-то посредине. Открой окно и затем
постарайся отмыть его. Ощути присутствие Бога и используй это переживание для
избавления от эгоизма.
Впрочем, есть еще и третий путь: запустить в окно камнем, разбив стекло раз
и навсегда. Только не забудь убрать осколки.