ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Как-то несколько миснагдим(1), проезжая через Ружин, решили зайти к ребе Исраэлю,
чтобы пожаловаться ему на возмутительное поведение его учеников.
—Ты называешь нас «противниками», но мы, по меньшей мере, идем дорогой Божьей.
Читаем Тору в положенное время, каждое утро собираем минъян(2) для молитвы,
а по ее окончании, облаченные в талес(3) и тфиллин(4), садимся и читаем мишнайос(5).
А вы, хасиды, смеете называть себя благочестивыми людьми, но при этом молитесь
когда вздумается, а затем рассаживаетесь вокруг стола и разливаете водку по
стаканам! Разве не святотатство называть это благочестием?
Ребе терпеливо выслушал упреки миснагдим и затем сказал:
—Мои ученые гости, как вам известно, время молитв, по идее, должно соответствовать
времени жертвоприношений в Храме, которые ныне не могут совершаться(6). Вам
также известно, что неуместная мысль, мелькнувшая в уме, способна замарать и
жертвоприношение, и молитву. Потому мы начинаем молитву не по часам, а тогда,
когда наш ум освободился от помех.
Этот ответ явно произвел на миснагдим впечатление. Все же, после некоторого
раздумья, они спросили:
— Хорошо, но зачем пить водку после молитвы?
— Вам, конечно, известно, что источником непотребных мыслей является злое побуждение(7),
оно непрерывно измышляет все новые способы отвлечь нас от благочестивых помыслов.
Вот мы, хасиды, и придумали, как с ним бороться. После положенной молитвы садимся
за стол и говорим друг другу: «Ле Хаим!»(8) Каждый по очереди повествует о своих
нуждах и желаниях, а другие восклицают: «Да исполнит Бог твою просьбу!» Естественно,
злое побуждение слышит все это. Но ведь мы беседуем как на пирушке, причем не
на иврите, а на мамалошен(9), — вот оно и думает, что это праздная беседа, и
не вмешивается. Тора учит: молиться можно на любом языке. Поэтому наша якобы
болтовня — на самом деле сокровенная молитва. Она не отягощена посторонними
мыслями и потому беспрепятственно поднимается на самые Небеса.
Не зная, что и ответить, миснагдим холодно откланялись и удалились.
1. Миснагдим— противники хасидизма.
2. Миньян— минимальное количество верующих, дозволенное для свершения общей
молитвы (а именно, не менее 10 взрослых мужчин).
3. Таллес — четырехугольный платок в полоску с кистями по углам, который положено
надевать во время определенных молитв как напоминание о Божественном Присутствии
(Числа 15:38).
4. Тфиллин («филактерии») — две небольшие кожаные коробочки, в которые вложены
четыре отрывка из Торы: Исход 13:1-10, 11-16; Второзаконие 6:4-9,13-21.
5. Мишнайос — Мишна (учение, наставление), первый канонический свод раввинских
трактатов, написанных от 250 г. до н. э. до 250 г. н. э.
6. Жертвоприношения прекратились с разрушением Храма в 70 г. н.э."
7. Злое побуждение (на иврите — йецер ха-ра). — Человеку от рождения даны два
побуждения: стремление к смирению (йецер ха-тов — доброе побуждение) и стремление
к самовозвеличению (йецер ха-ра — злое побуждение). Последнее можно направить
на служение первому, установив равновесие между заботой о себе и заботой о других.
8. ЛеХаим («За жизнь!»)— традиционный тост.
9. Мамалошен — родной язык. Имеется в виду идиш — повседневный язык восточноевропейских
евреев (ашкенази), начиная от раннего средневековья и вплоть до наших дней.
Истинная молитва есть спонтанное излияние открытой и обнаженной души. Такую
молитву нельзя контролировать, подвергать цензуре или правке, хотя именно к
этому нас склоняет злое побуждение. Оно навязывает мысль, что только формализованная
молитва — наследие прошлого — способна достичь Бога, заставляя забыть, что он
есть Вечное Настоящее. Злое побуждение преподносит образ Бога-обычая, Бога,
сведенного к устоявшимся шаблонам и формулам. Ребе Исраэль предлагает другой
образ: Бог как прямое Присутствие-в-Жизни. Отсюда и единственная подлинная молитва:
Ле Хаим — «За жизнь!»