ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Давид Хен, рав(1) Чернигова, хотел попасть на йехидус(2) к своему ребе,
Шмулю из Любавичей, но не успел к положенному часу. Не желая нарушать установленный
порядок, он расположился в приемной возле кабинета ребе, чтобы задать свой вопрос
после того, как тот закончит дела с последним посетителем. Вскоре в приемную
вошел слуга ребе, держа в руках сменную одежду, и тоже стал ждать окончания
аудиенции. Кивком указав на сверток в руках, он сказал:
—Странно, но каждый раз после йехидус ему нужно сменить одежду. Ума не приложу,
почему так получается, что ребе буквально истекает потом. А ведь йехидус занимает
не более часа, и учитель все это время не встает из-за стола. Я к чему: он не
двигается, тяжестей не таскает, но потеет, как землекоп. Ведь, в конце концов,
— подытожил слуга саркастически, — не похоже, что йехидус такой уж тяжкий труд!
В этот момент ребе распахнул дверь и произнес, глядя слуге в глаза:
—Я более не нуждаюсь в твоих услугах. Уходи. Жалованье тебе выдадут.
Изумленный слуга протянул ребе сменную одежду, развернулся и поспешил прочь.
—Хочешь знать, почему я так потею? — крикнул ребе ему вслед.
Молодой человек, покраснев до корней волос, обернулся и робко сказал:
— Да, ребе, хочу.
За прошедший час я совершил йехидус с двадцатью пятью хасидами. Если я хочу
понять положениечеловека, мне нужно раздеться и надеть его одежду. А если хочу
дать хороший совет, нужно снова раздеться и одеть уже свою — ведь оставаясь
в его облачении, я вижу лишь то, что видит он. А если б он видел выход из своего
положения, разве пришел бы ко мне за советом? Стало быть, за прошедший час я
разделся и оделся пятьдесят раз. Это ли не труд землекопа?
1. Рав — главный раввин.
2. Йехидус (от слова «единство»; иврит) — духовное наставление ребе ученику.
Считается, что во время этого акта ребе соединяется с его душой, чтобы увидеть,
когда — в этой ли жизни или прошлой — произошел ее разлад с Богом. Затем ребе
возвращается в наш мир мнимой двойственности и наставляет ученика, как восстановить
связь с Творцом.
Чтобы состоялся подлинный контакт с другим человеком, нужно избавиться от покрова
своего «я», иначе будешь иметь дело лишь с собственной проекцией. Именно таким
избавлением и сопровождается йехидус. Однако ребе Шмуль говорит нам только о
том, что являет собой йехидус с позиции учителя. Если он собрался облачиться
в покров ученика, значит, тот должен быть готов остаться обнаженным перед лицом
ситуации, в которой оказался. Конечно, это лишь метафора. Одежды — обусловленные
теми или иными обстоятельствами (внешними и внутренними) мысли, слова и действия,
посредством которых мы определяем самих себя. Они создают реальность, с которой
хочешь не хочешь, но приходится иметь дело. И ребе, и его ученику надлежит отчетливо
видеть: человек постоянно перекраивает свою реальность таким образом, чтобы
привычные одежды по-прежнему были впору.
Ребе узнает, каково быть тем или иным учеником, а тот узнает, каково оказаться
обнаженным пред лицом мира, — без привычных мыслей, слов и действий. Возвращая
одежды, ребе предлагает отныне смотреть на вещи, не забывая об этом опыте. А
поскольку он теперь знаком с внутренней жизнью своего ученика, то может помочь
ему осуществить эту задачу.