ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Исраэль из Ружина неожиданно пришел к своим хасидим, застав их за трапезным
столом. Они праздно ели и пили. Ребе нахмурился, явно недовольный их поведением.
Тогда один из учеников поднялся и сказал:
— Учитель, слышал я, как ребе Пинхас из Корца говорил, что подобное времяпрепровождение
— когда хасиды собираются вместе на веселую пирушку — можно приравнять к такой
мицва(1), как изучение Торы.
— Не хочу оспаривать слова ребе Пинхаса, — ответил наставник, — но такая аналогия
не всегда верна. Все зависит от того, как это делать.
— Но ведь мы и не делаем ничего особенного — просто едим и пьем; испытывая надлежащую
благодарность, — вмешался другой ученик. — Что здесь можно делать неправильного?
— Все дело в намерении, — ответил ребе. — Если ставишь себя последним, чтобы
другие могли быть первыми, тогда твои действия бескорыстны и праведны. Если
же ставишь себя прежде других — это эгоизм на грани идолопоклонства. Если делаешь
что-то для другого человека или для Бога, не думая о награде и воздаянии, то
тем самым освящаешь свои деяния. В этом случае твои дела
святы. Если же делаешь что-то ради достижения своих целей, то обесцениваешь
собственные поступки и скрываешь Божественное. В этом случае дела твои грешны.
— Ребе, — опять заговорил ученик, не удовлетворенный ответом, — а что, если
действия мои греховны, но намерение чисто? Что, если, — упаси Бог, — я стану
злословить о человеке с целью выручить друга из беды? Грех это или нет?
— Опять-таки: все зависит от намерения, — ответил учитель. — Если действуешь
во имя Небес, — то есть во благо другому человеку, не думая о собственной пользе,
— даже в грешном поступке воссияет Свет Господень(2).
1. Мицва— Божья заповедь.
2. Иудаизм предписывает верующему начинать каждое утро словами: «Элохай нвшама
ше-натата би те-гора ги» — «Господи, душа, которую Ты поселил во мне, чиста».
Твоя душа чиста и прозрачна для Божественного. Однако проявления души в мире
нередко запятнаны эгоизмом. Душа в мире имеет три проявления, именуемые тремя
облачениями: мысль, слово и действие. Если они бескорыстны, прозрачны перед
Богом — Свет Божественного льется через них беспрепятственно. Твои мысли свободны
от эгоизма, слова свободны от лжи, действия свободны от принуждения. Но когда
облачения души запятнаны эгоизмом, ложью и стремлением эксплуатировать других
ради собственных интересов, душа уже не может сиять сквозь них в полную силу.
Облачения тускнеют, и кажется, что Бог скрыт от мира. Но дело не в том, что
Божественный Свет потускнел, — просто ты не даешь этому Свету сиять сквозь тебя.
Сущность духовной жизни состоит в том, чтобы ставить других прежде себя и совершать
любые действия ли-шма, то есть ради самих этих действий, а не ради своих интересов.
Эта подобно пене на гребне волны: пена — естественная составляющая океана. Кому
придет в голову убирать пену с волны или добавлять ее туда? Мы принимаем волну
такой, какая она есть. Совершенно так же обстоит дело и с эго. Ты не можешь
от него избавиться, ты и есть твое эго. Его не нужно ни морить голодом, ни закармливать,
просто оставь его в покое. Оставив эго в покое, ты будешь действовать ли-шма
— вместе с эго, но не ради него. Деяния ли-шма не умаляют и не возвеличивают
эго, — они просто позволяют ему соответствовать своему предназначению: быть
инструментом, при помощи которого Бог свершает благо.