ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Как-то раз Симха Буним поведал своим ученикам:
— На днях пришел ко мне человек с жалобой, что после сорокадневного поста так
и не сподобился узреть Илияху ха-Нави(1), хотя именно это обещали ему святые
книги. И тогда я рассказал ему такую историю:
Баал Шем Тов, — да благословенна будет его память, — однажды отправился в долгое
путешествие. А как вам известно, он обладал силой Кфицас хадерек(2), — то есть
умел сжимать пространство и преодолевать огромные расстояния в мгновение ока.
И все же, чтобы скрыть эту свою способность, он ездил в обычном конном экипаже.
Во время того путешествия, о котором мой рассказ, его лошади стали беседовать
между собой: «Обычных лошадей кормят в каждой деревне, а мы проносимся мимо
селений без остановки. Может, мы не лошади, а люди и станем есть в корчме где-нибудь
на постоялом дворе».
После того как они без остановки промчались мимо многих постоялых дворов, лошади
рассудили: «Ага, стало быть, мы даже не люди. Мы — ангелы, ибо им в пути не
требуется ни еда, ни питье».
В конце концов Бешт прибыл, куда собирался. Лошадей отвели в конюшню и поставили
перед каждой по мешку с овсом. И они набросились на еду, как это сделал бы любой
оголодавший жеребец.
«Так вот, — сказал я посетителю, — у тебя тот же случай. Ты постишься и воображаешь
себя ангелом, достойным встретить Илью-пророка. Но по окончании поста набрасываешься
на еду всё равно что те лошадки».
— Понимаете? — закончил Симха Бунем. — Кто из нас лучше этого человека?
1. Илияху ха-Нави — Илья-пророк.
2. Кфицас хадерек — сокращение пути. Согласно теологии Бешта, время и пространство
не абсолютны. Они — атрибуты Бога, ощущаемые человеком, тогда как Сам Бог объемлет
их и выходит за их пределы. Бешт обладал способностью ощущать недвойственность
Бога и выходить за пределы таких кажущихся противоположностей, как «здесь» и
«там», «сейчас» и «тогда». Таким образом, он мог манипулировать временем и пространством
как явлениями сознания. Понимая, что это испугает простых людей, он скрывал
свои силы и путешествовал в повозке. Тем не менее и его лошади, и близкие друзья
знали — поездка с Бештом сулит, мягко говоря, необычные переживания.
Духовная гордыня — величайшее препятствие на пути хасида. Практикуя то или иное
духовное упражнение, мы воображаем, будто приближаемся к святости. Это — гордыня.
Качество духовной практики зависит от качества твоего намерения (каввана). Существует
лишь одно верное намерение: выполнять действие ради самого действия (иудеи называют
это ли-шма). Заниматься духовной практикой ради того, чтобы получить что-то
взамен, — идолопоклонство.
Человек из истории о Симхе Буниме постился, дабы узреть Илью-пророка. Им двигала
гордыня. В своем эгоизме он был не умней лошадей Бешта, которые полагали, что
им помогает двигаться не дух, но их необыкновенная сила. А какое отношение это
все имеет к тебе? Вспомни, когда тобой владела духовная гордыня? Когда ты с
гордостью отпускал замечание о том, что являешься адептом такого-то учения,
учеником такого-то гуру или, возмож но, даже учителем некой эзотерической дисциплины?
Давно ли ты в последний раз возносил молитвы у капища духовных достижений и
личной силы? Вспомни такие моменты, признай их и в них покайся. А потом пойди
перекуси.