ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Меир был учеником ребе Мордехая из Леховичей. И у него был деловой партнер
— раввин Гершон, ярый миснагед(1) .
Меир то и дело приглашал его в гости к своему ребе-наставнику, но Гершон, ненавидевший
хасидизм всей душой и не желавший знакомиться с хасидским мудрецом, всякий раз
находил причины, по которым якобы никак не может поехать в Леховичи.
Между тем однажды получилось так, что оба приятеля должны были одновременно
прибыть туда по своим коммерческим делам. Узнав, что Гершон тоже будет в местечке,
Меир в очередной раз пригласил его навестить своего ребе. Гершон понял, что
еще одним отказом окончательно обидит друга, и вынужден был принять приглашение.
Когда они вошли в дом ребе Мордехая, их провели в столовую, где учитель как
раз приступил к обеденной трапезе. Меир побуждал приятеля заговорить с ребе,
спросить что-нибудь, сказать хоть слово, но Гершон молчал, причем, судя по всему,
пребывая в состоянии экстаза. Несколько минут спустя они покинули дом ребе.
— Что с тобой там стряслось? — спросил Меир.
—Я увидел, что твой ребе ест с таким благочестием, какое мог бы выказать разве
что Коэн ха-Гадол(2) — ответил Гершон.
Потрясенный, Меир оставил приятеля на улице, вернулся в дом своего ребе и спросил
его:
— Ребе, я приезжаю сюда при любой возможности, но ни разу не видел, как вы служите
за трапезой Всевышнему, да будет Он благословен. А мой приятель — миснагед —
зашел всего на минуту, почти под принуждением, и узрел в вашем поведении за
трапезой чудо. Разве это справедливо?
— Справедливость тут ни при чем, друг мой, — сказал ребе Мордехай. — Дело в
том, что твой партнер — миснагед. Ему необходимо увидеть истину собственными
глазами. А ты — хасид. Ты должен верить.
1. Миснагед— противник хасидизма.
2. Коэн ха-Гадол — первосвященник. Первым первосвященником был Аарон (Исход
28:1); в последующем первосвященником имел право быть лишь кто-либо из рода
Ааронова. Между тем раввины учат: после разрушения Храма (70 г. н. э.) святость
жертвенного алтаря передалась обеденному столу. Готовя и вкушая пищу со всеми
молитвами, предусмотренными до и после еды, и сосредоточивала за столом на словах
Торы, человек возвышает трапезу до уровня такого духовного деяния, которое эквивалентно
священнодействию первосвященника в Храме.
Что увидел Гершон? То, что ребе Мордехай ест с таким осознанием Божьего Присутствия,
какое мог бы выказать лишь Коэн ха-Гадол — первосвященник древнего Израиля.
А что увидел Меир? То же самое, но не нашел здесь ничего необычного. Дело не
в том, что он-де оказался слеп и глух к открывшемуся ребе Гершону, — просто
он не счел это чем-то необыкновенным. Однако поняв, сколь тронут товарищ тем,
что ему самому казалось вполне заурядным, Меир начал сомневаться в глубине собственного
видения. Тогда ребе Мордехай обратил внимание Меира на различие между видением
и верой.
Вера касается неизвестного; видение — известного. Если ты видишь приближающийся
автобус, ты не говоришь: «Я верю, что сейчас сюда подъедет автобус»; ты говоришь:
«Смотри, подъезжает автобус». Нет смысла верить в то, что знаешь. Вера имеет
смысл только в отношении неизвестного. Благодаря этому она духовно выше зрения,
но тем самым и опасней.
Альберт Эйнштейн говорил, что самый главный вопрос, который мы должны задать
Вселенной, таков: дружелюбна она по отно шению к нам или нет? На этот вопрос
невозможно ответить заранее, раз и навсегда. Все, что нам остается, — поставить
эксперимент длиною в собственную жизнь. Любой сколько-нибудь плодотворный эксперимент
начинается с гипотезы. В данном случае гипотеза состоит в том, что Вселенная
дружелюбна, то есть благоприятна для человеческой жизни, любви и самореализации.
Чтобы проверить такую гипотезу, необходимо прожить жизнь, как если бы все обстояло
именно так, и посмотреть, что получится. Нужно верить, что ваша гипотеза верна,
и подвергнуть себя риску столкнуться с последствиями того, что она окажется
ложной. Вот почему духовная жизнь так опасна. Жить духовной жизнью — значит
жить на острие веры.